«Поначалу женщина за пультом была диковинкой. По счастью, времена изменились, и сегодняшние фарисеи уже начали, так сказать, свой путь в Дамаск», — говорит высокоинтеллектуальная героиня фильма «Тар», фантазией режиссёра поставленная руководить Берлинским филармоническим оркестром. Уровень задан, поэтому неудивительно, что персонаж Кейт Бланшетт, управляя блистательным коллективом, стремится управлять и временем. Она это формулирует в виде фигуры (Создается иллюзия, что…), но мы понимаем, что Лидия Тар, вырвавшись на вершину, олицетворяет новую эпоху. Жёсткая, властная, она знает чего хочет и уже много добилась. Свой путь она отсчитывает от Бернстайна, но помнит, что заняла место фон Караяна и Аббадо, поэтому держит голову высоко и способна поставить на место радикалов нового времени, как тот студент Макс из Джульярдской школы (Лидия наездами дает там мастер-классы), который заявляет что «женоненавистничество Баха не позволяет воспринимать его музыку»: «В наши дни белые нон-транс мужчины-композиторы уже не в тренде», — говорит он. «Сужение кругозора приводит в унылому единообразию», — парирует Лидия, приводя в качестве примера Первую прелюдию из «Хорошо темперированного клавира»: «Хочешь быть музыкантом, тебе придется встать между музыкой и Богом, забыть о себе». Героиню не устраивает культура отмены, такая легкая расправа над признанным гением. Только вот печаль: ради лучших, как ей кажется, решений, она сама с лёгкостью способна «отменить» неугодных, предать верных, совершить грубый абьюз, замешанный на личной приязни-неприязни. Лидия Тар существует только в своей холодной мастерской, где она — главный творец, а окружающие — лишь полезный функционал.
По этой причине с трудом верится в достижимость посредничества между музыкой и Богом для самой Тар, и потому так и не прозвучит под ее руководством заявленная Пятая симфония Малера, которую она репетировала с оркестром для записи фирмой Deutsche Grammophon. По сюжету картины, с героиней случается нервный срыв и она прямо на сцене набрасывается на коллегу, назначенного вместо неё («Это моя партитура»): культура отмены, увы, прошлась и по ней самой. И конечно, до Бога здесь далеко. В итоге, вместо симфонии Малера несостоявшемуся Караяну придется играть музыку для видеоигр где-то на Филиппинах. «Я думаю, что в картине есть изрядная доля провокации, но на самом деле это исследование развращающей природы власти. И это касается всех, независимо от вашей профессии или пола», — делится мнением Кейт Бланшетт, комментируя траекторию взлета-падения своей героини. А настоящая маэстресса Марин Олсоп назовет историю Лидии псевдореальностью, заявив, что она не имеет отношения к ее профессии.
Тар, Тодд Филд, 2022 год