Переписывая Бетховена

  • 12 мая 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Фильм польского режиссёра Агнешки Холланд «Переписывая Бетховена» легко вписывается в мейнстрим современного гендерного равноправия. И даже не ставит вопрос, а сразу утверждает, что женщина может быть и композитором, и дирижёром, даже если на дворе первая четверть 19-го века.
В центре повествования несколько моментов из жизни Людвига Ван Бетховена, в частности последние дни работы над 9-й симфонией и появление в его доме молодой студентки консерватории Анны Хольц. Юная девушка становится переписчицей нот и помогает уже оглохшему композитору, вспыльчивому, раздражительному с уродливой трубкой в ухе или железным капюшоном приводить в порядок записи. Она аккуратно переносит пером на листы бумаги автора музыку, ноту за нотой, и постепенно окунается в его мир. «Звук никогда не смолкает, — доверяется ей страдающий Бетховен в исполнении американца Эда Харриса. ­– Единственное мое облегчение — записать его». И Анна старательно записывает. Она убеждена, что работа с мастером — это Божий дар, который позволит ей приблизиться к таинству сочинительства.
Переписывая Бетховена
Венцом этого сотрудничества будет премьера 9-й симфонии в венском театре «У Каринтийских ворот» — самый драматичный момент киноповести. Глухой Бетховен, взявшийся самостоятельно дирижировать, понимает перед началом, что не способен на это и Анна приходит на помощь, расположившись перед пультом, задает знаками темп, фактически руководя своим наставником. Она же разворачивает его лицом к залу, чтобы он мог хотя бы видеть бурный восторг публики, потрясённой услышанным.
Конечные титры фильма предупреждают, что события были изменены или придуманы, равно как и некоторые персонажи. Анны Хольц в жизни Бетховена не было. Пятисотстраничную партитуру 9-й симфонии приводили в порядок двое переписчиков-мужчин. На премьере симфонии дирижировал капельмейстер Михаэль Умлауф, а развернула Бетховена к публике солистка контральто Каролина Унгер, единственная женщина, каким-либо образом зафиксированная в истории этого события.
Анна понадобилась Агнешке Холланд, чтобы у композитора появился собеседник, почти муза, в разговорах с которой он раскрывает себя. «Ты знаешь, что ты значишь для меня, — говорит экранный гений своей ассистентке. — Прежде я жил в страхе, потому что был один как пленник. Ты ключ, выпустивший меня из темницы». Анна останется с Бетховеном до конца, ухаживая за ним уже совершенно немощным. Она простит ему всё — и критику собственных пьес, и то, что он лишил её жениха. Многие найдут такие вольности лишними, но важно понять, что режиссёр Холланд живет в наши дни и дышит современным воздухом. Очевидно, она просто помечтала на тему: «Что было бы, если…»
Переписывая Бетховена, Агнешка Холланд, 2006 год.

Последние выпуски программы

Тар

«Поначалу женщина за пультом была диковинкой. По счастью, времена изменились, и сегодняшние фарисеи уже начали, так сказать, свой путь в Дамаск», — говорит высокоинтеллектуальная героиня фильма «Тар», фантазией режиссера поставленная руководить Берлинским филармоническим оркестром.

Танец с саблями

«Танец с саблями» — настолько мощный музыкальный хит, что удивительно, почему так долго никому не приходило в голосу рассказать в кино историю его создания. И это при том, что сам автор — Арам Хачатурян — находился явно в противофазе со своим творением.

Высокий блондин в черном ботинке

«Франсуа Перрен, 32 года, холост. Скрипач, прибыл из Мюнхена». С этой скупой информации спецслужб начинается наше знакомство с героем Пьера Ришара — высоким блондином в черном ботинке, который волей случая оказывается втянутым в шпионские дела.