Дива

  • 6 мая 2024
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Фильм «Дива» Жан-Жака Бенекса имеет обманчивое название. Он начинается с концерта заезжей темнокожей звезды. Ее имя, Синтия Хокинс, зрители произносят с придыханием, радуясь редкой возможности услышать ее. Миссис Хокинс — в триумфе которой угадывается успех Джесси Норман — упорно отказывается записывать свой голос. «Мой голос отдельно от меня звучать не может. Я должна видеть публику.Мое искусство рождает публика», — объясняет она свой отказ. Поэтому с таким трепетом счастливые обладатели билетов внимают ее арии «Ebben? Ne andrо lontana» (Что ж, я уйду далеко) из оперы Альфредо Каталани «Валли», рождающей у них совершенный экстаз.
Дива
Кажется, что и дальнейшая история будет разворачиваться вокруг дивы, которую с таким достоинством и загадкой играет американская певица Вильгельмина Уиггинс Фернандес. Но, как окажется, ее талант и божественный голос — лищь фитиль для детективной интриги, точнее целого букета интриг, и только немного — интриги сердечной. В центре конструкции — не она, а молодой почтовый курьер Жюль, который тайно записывает её выступления, чтобы наслаждаться ими в одиночестве в своей странной квартире, похожей на гараж. Но вместо этого тайного счастья оказывается вовлечённым в опасные игры. С одной стороны молодого человека преследуют злобные азиаты — агенты какого-то лейбла, которым позарез нужна запись. С другой стороны — люди комиссара полиции, возглавляющего преступную сеть — у бедного Жюля случайно оказался на него компромат.
Жан-Жака Бенекс совершенно не заботится о правдоподобии. Его интересует сложный видеоряд, зрелищность, бурные страсти, динамика сюжета. Неслучайно для стиля, который он исповедовал, кинокритики 80-х годов придумали термин «необарокко». И в этой выстроенной декоративности такой же условной оказывается лирическая линия. Жюль жаждет поближе познакомиться с дивой, и скучающая по какому-либо теплу, заточенная в башню из слоновой кости, она не возражает. И вот они уже вместе пьют утренний кофе, и Синтия поет «Аве Мария» — как бы для разогрева, на самом деле для него.
А в конце фильма, когда Жюль, преодолевший круги ада, признается в том, что украл ее голос, нарушил запрет, звезда не обидится. «Я никогда в записи себя не слышала», — скажет она. — Так слушай», — отзовется почтальон. И снова в пустом театре раздадутся дивные звуки арии из оперы Каталани. «Ebben? Ne andrо lontana».
Известно, что в операх всегда немного натянутые сюжеты. В фильме Бенекса тоже. Необарокко…
Дива, Жан-Жак Бенекс, 1981 год.

Последние выпуски программы

Переписывая Бетховена

Фильм польского режиссёра Агнешки Холланд «Переписывая Бетховена» легко вписывается в мейнстрим современного гендерного равноправия. И даже не ставит вопрос, а сразу утверждает, что женщина может быть и композитором, и дирижёром, даже если на дворе первая четверть 19-го века.

Вуди Аллен и его романтические комедии

Режиссёр Вуди Аллен наиболее известен своей любовью к джазу, который так органичен в его фильмах, построенных вокруг самокопаний меланхоличного героя, существующего в лабиринте неразрешимых проблем. Особое место в этих картинах занимает город Нью-Йорк, воспетый Алленом в малейших деталях.

Музыкальная история

«Я 30 лет пел на оперной сцене. Тенором! Меня Собинов боялся!». Эту реплику бывшего артиста Македонского выдумал сценарист фильма «Музыкальная история» Евгений Петров, категорически требовавший, чтобы любое изменение в тексте происходило только после согласования с ним.