Чудо ХХ века! Чистая фотография! Интересные сюжеты! Такой рекламой сопровождался показ первого отечественного игрового фильма «Стенька Разин или Понизовая вольница».
Октябрь 1908 года. В московском театре «Аквариум», готовится премьера «синематографической пиесы» «Стенька Разин», то есть театрального спектакля с кинофрагментами — картинами (по «сценариусу» Василия Гончарова, он же автор пьесы «Понизовая вольница»). В ней рассказывается историческая былина про разбойника Разина в полном соответствии с сюжетом песни Из-за острова на стрежень… Человек широкий Гончаров чувствовал ограниченность театральных возможностей и обратился к фотографу и оператору Александру Дранкову с просьбой создать движущиеся иллюстрации. Как в песне: Выплывают расписные Стеньки Разина челны. Тот сразу смекнул, что дело стоит свеч и смонтировал из снятых кинофрагментов отдельное произведение — кинофильм, снабдив его интертитрами. А заодно использовал для него уже заказанное музыкальное сопровождение. Между прочим, сам директор Московской консерватории Михаил Ипполитов-Иванов участвовал в проекте, создав то, что теперь носит название «На Волге», музыкальную картинку для оркестра. Композитор тепло относился к фольклорным сюжетам, считая, что они — материал высокой пробы…
Музыка писалась для театра, но Дранков, человек предприимчивый, использовал её и в кино, записав на граммофонный диск. Именно с таким сопровождением «историческая кинобылина» из шести немых картин, — с ряженой массовкой, клеёными бородами, яростной жестикуляцией — была предъявлена публике, сначала в петербургском зале Колизей, а затем пошла гулять по стране. Всего семь минут, но какой накал страстей. «Товарищи, блажит наш атаман, — бунтуют разбойники. — Нам следует спешить на вольный Дон. А он гуляет по неделям с княжной бусурманской. Смерть изменнице!» Изменница, как и полагается по сюжету, сначала будет скомпрометирована подметным письмом (Мой милый принц Гассан, Прости и не забудь меня, Твоя до гроба несчастная княжна), а затем отправлена за борт, в набежавшую волну.
Вот так эпизод вольного обращения с авторскими правами предприимчивым кинооператором Дранковым обернется появлением первой российской игровой картины с оригинальной музыкой. Она будет демонстрироваться по всей стране — иногда даже по праздникам, в сопровождении хора и оркестра, переходящего от песни Из-за острова на стрежень к сочинению Ипполитова-Иванова, и наоборот…
Стенька Разин или Понизовая вольница, 1908 г.