Если говорить о «Крёстном отце» Фрэнсиса Копполы, эпической гангстерской драме, вышедшей в 1972 году, то всем сразу вспоминается любовная тема Нино Роты Speak Softly Love, звучащая в моменты затишья между кровавыми разборками. Однако саундтрек фильма не ограничивается этим хитом, и помимо еще девяти мелодий Роты содержит классическую цитату. Помните, Майкл Корлеоне в исполнении Аль Пачино — молодой человек, герой войны, вынужден принять единственный выбор под давлением собственной ответственности, власти и интересов семьи. После смерти отца теперь он глава клана Корлеоне. «Я стану крёстным отцом ребенка Конни, а потом встречусь с главами всех пяти семей», — небрежно говорит Майкл по окончании похорон.
И далее идет сцена в соборе, сцена крещения ребенка, которую можно считать кульминацией картины. В храме звучат органные сочинения Баха — Прелюдия и фуга ре мажор, затем короткий пассаж до-минорной Пассакальи и фуги. Майкл с непроницаемым лицом все это время стоит у алтаря в качестве крёстного отца ребёнка и утвердительно отвечает на вопросы священника: «веруешь ли ты в Господа?», «отвергаешь ли сатану?», «принимаешь ли святое крещение?», (Да, верую, Да отрекаюсь, Да, принимаю), и всякий раз в этот момент параллельным планом демонстрируются кадры, где его люди готовят кровавую операцию, а затем и сами холодящие душу кадры расстрела глав пяти конкурирующих семейств. Органную музыку дополняют молитва священника на латыни и крик ребенка — особенно пронзительный в финальный момент, когда на тот свет отправляется последний из пяти соперников-мафиози.
«Ступай Майкл с миром. Да хранит тебя Господь!» Превращение молодого Корлеоне в жестокого и коварного босса принадлежит числу самых искусно показанных метаморфоз в истории мирового кино. И музыка Баха, возвышенная, неземная по определению, в соединении с этими «Да, верую, Да, отрекаюсь, Да, принимаю» звучит божественным укором грехопадению человека, при том что внешне в этом мире людей соблюдаются какие-то порядки, верность долгу, например. И фильм Копполы о мафиозных кланах может читаться даже как трогательное кино о семье. Таким образом, именно Бах в столкновении с кинореальностью помогает разобраться в акцентах.
Крестный отец, Фрэнсис Коппола, 1972 г.