В фильме «Гранатовый браслет», снятом в 1964 году Абрамом Роомом, полностью воспроизведена та же интрига, что и в одноимённой повести Куприна. Мелкий чиновник Желтков, безответно влюбившийся в замужнюю светскую даму, кончает с собой, боясь разрушить жизнь своей Дульсинеи, опозорить ее после того, как смел открыться ей и сделать дерзкий подарок — браслет, украшенный редким зелёным камнем. В качестве лейтмотива истории — ещё писателем был выбран строго определенный музыкальный фрагмент — вторая часть Largo appassionatо Второй фортепианной сонаты Бетховена.
Куприн остановился на сочинении Бетховена, написанном в 1775 году, вместо ранее намеченной «Аппассионаты». И этому есть объяснения. Главная тема, переданная в мерных, сдержанных, но настойчивых аккордах, является стержнем всей части, создающей впечатление надвигающейся драмы. Вспомним внутренний монолог княгини (ее играет Ариадна Шенгелая) в самом конце рассказа, и последнее письмо к ней бедного Желткова. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете, — пишет перед смертью несчастный влюбленный (актер Игорь Озеров).
Вместе с тем, в драматической второй части Второй сонаты отсутствует пафос трагедии, что важно для нашей истории. Ведь за второй частью последует блестящее и беззаботное скерцо. Так и в «Гранатовом браслете» любовь Желткова оказывается коротким пассажем, ни к чему по сути не ведя. Всё в жизни княгини продолжится по-прежнему, она опять вернется к светским обязанностям, к милому и приятному дому и даже вполне обаятельному мужу в исполнении обаятельного Олега Басилашвили.
И тем не менее, в отличие от повести, авторы фильма решили усилить драматический акцент, убрав в финале взволнованный шепот княгини «Он меня простил теперь. Все хорошо». Случайно вновь услышав аккорды фатального Largo, героиня Аридны Шенгелая предстает перед нами подавленной, не способной найти себе успокоения. Вот она спускается обреченно по лестнице, не в силах забыть слова из фатального письма — «Ты обо мне помнишь? Помнишь? Да святится имя твоё» — и эту музыку, обрекающую её на страдание.
Вся же эта печальная история представлена Абрамом Роомом как воспоминания писателя Куприна. Они нахлынули на него на концерте в Большом зале консерватории, когда пианист на сцене приступил к исполнению Второй сонаты Бетховена.
Гранатовый браслет, Абрам Роом, 1964 г.