В своём фильме «Пианист» Роман Поланский рассказывает биографию реально существовавшего музыканта Владислава Шпильмана. И одновременно, свою собственную — бегство из краковского гетто, эпизоды жизни отца. Когда в 1999 году режиссёр прочитал мемуары своего будущего героя, с эпизодом о его чудесном спасении, он понял, что не может пройти мимо этой темы. Личное тоже принадлежало истории, национальной памяти, стране.
Фильм начинается с конкретного эпизода. 23 сентября 1939 года, через три недели после начала войны, Шпильман играет Ноктюрн Шопена в прямом эфире Польского радио, штатным сотрудником которого он был. Концерт прерывают разрывы немецких снарядов. Завершить выступление пианист сможет только шесть лет спустя. Промежуток между этими двумя событиями будет заполнен страданиями, смертями близких, отчаянием, где для музыки уже, кажется, нет и не будет никакого места. Однако именно она и Шопен, спасут героя от неминуемой гибели. Похоже на вымысел? Даже если это и так, эпизод возвращения к музыке — эмоциональный ключ всей картины. Вот измождённый Шпильман, проникнув в брошенный дом, сталкивается с немецким офицером. Тот, узнав, что бродяга в лохмотьях — пианист, просит его сыграть. Звучит шопеновская Баллада № 1. Внимая этой сумрачной музыке, через стремительные пассажи идущей к трагическому эпилогу, ледяной немец обретает что-то живое, а Шпильман из полутрупа с помутневшим сознанием превращается в пассионария, источник гармонии и силы. Вся сцена приобретает почти фантастическое качество, подчеркивающее сущность кино как искусства, «которое превращает зрителя из наблюдателя в соучастника, чьё собственное переживание имеет значение».
В фильме Шопен спасает Шпильману жизнь, в офицере просыпаются сочувствие и эмпатия. Однако помимо этого обстоятельства, выбор пьесы несет и дополнительный смысл. Баллада нужна Поланскому как демонстрация несломленной воли, как вызов, учитывая контекст ее написания автором в период пробуждения национального самосознания поляков.
В финале, на титрах фильма, вновь звучит Шопен. Большой блестящий полонез ми-бемоль мажор. Шпильман играет его в концертном зале в сопровождении оркестра. Звучат романтические страстные звуки, мы узнаём, что стало с героями (Шпильман дожил до 88 лет, немец умер в лагерях) и думаем о том, что все могло произойти по-другому. Талант, растопивший замерзшее сердце. Подаренная шинель. Нарушенные запреты. Годы поисков и хлопот. Однако в итоге остается только Шопен — как последний знак человеческой искренности и памяти…
Пианист, Роман Поланский, 2002 г.