ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР

7 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
К своим фильмам Чарли Чаплин чаще всего писал музыкальное сопровождение сам. Жесты его персонажей, по отработанному ритму, можно было называть уже в некотором роде визуальной музыкой, и он пытался их оттенить более элегантными и романтическими сочинениями. «Я хочу, чтобы музыка звучала контрапунктом изящества и обаяния, выражала чувство, без которого, произведение искусства неполно», — писал он в своей автобиографии. Ассистировавшие ему профессионалы старались не особенно мешать. Композитор Дэвид Раскин считал себя скорее аранжировщиком — музыкальная идея была для него прерогативой автора. Так было и в Золотой лихорадке, и в Огнях большого города, и в Новых временах.
ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР
А вот в фильме 1940 года, первом звуковом в карьере артиста, под названием Великий диктатор, Чаплин почти не сочиняет и впервые на первый план выводит классическую музыку. В самой знаменитой сцене картины — той, где очарованный мечтой о мировом владычестве диктатор танцует «в паре» с глобусом, звучит прелюдия к первому акту оперы Вагнера «Лоэнгрин». Упоенный своим величием, бесноватый Хинкель с характерными усиками умиротворён самой арийской по духу музыкой, которую прервет только хлопок лопнувшего глобуса-шара. И тут же встык пойдет сцена с евреем-цирюльником, по иронии судьбы похожим на Хинкеля как две капли воды. Брадобрей хозяйничает у себя в цирюльне, готовясь обслужить очередного клиента, когда голос по радио объявляет: «Почувствуйте удовольствие от нашей музыки. Двигайтесь под ее ритм. Брамс Венгерский танец номер пять». Следует сцена бритья, которая превращается в комический номер, где все жесты героя подчиняются ритму, и медленные пассажи прохождения лезвия по щекам клиента чередуются с сумасшедшими по скорости движениями его заточки или очистки от пены. «Пятнадцать центов, пожалуйста», — говорит в итоге цирюльник, успев нахлобучить клиенту шляпу с последним звуком брамсовского танца.
И этот контраст правильного Лоэнгрина (диктатор, к слову, сам время от времени садится за рояль) и каких-то разнузданных нечистокровных мелодий есть музыкальное продолжение антитезы диктатор — еврей-цирюльник, на которой построена вся картина, и которую актерски Чаплин блестяще изображает сам. Фильм предстаёт выражением его собственных убеждений (он заканчивается призывом всех людей к братству), хотя позже актер сообщит, что если бы знал, чем обернется война, никогда бы не стал на эту тему шутить.
Великий диктатор, Чарлин Чаплин, 1940 год

Последние выпуски программы

Тар

«Поначалу женщина за пультом была диковинкой. По счастью, времена изменились, и сегодняшние фарисеи уже начали, так сказать, свой путь в Дамаск», — говорит высокоинтеллектуальная героиня фильма «Тар», фантазией режиссера поставленная руководить Берлинским филармоническим оркестром.

Танец с саблями

«Танец с саблями» — настолько мощный музыкальный хит, что удивительно, почему так долго никому не приходило в голосу рассказать в кино историю его создания. И это при том, что сам автор — Арам Хачатурян — находился явно в противофазе со своим творением.

Высокий блондин в черном ботинке

«Франсуа Перрен, 32 года, холост. Скрипач, прибыл из Мюнхена». С этой скупой информации спецслужб начинается наше знакомство с героем Пьера Ришара — высоким блондином в черном ботинке, который волей случая оказывается втянутым в шпионские дела.