ПИАНИСТКА

  • 18 июня 2023
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Этот фильм невозможно обойти стороной, хотя отношение к нему может быть разным. В «Пианистке» радикального режиссёра Ханеке музыка — это дверь в самые интимные сферы, проявитель комплексов и тайных желаний. — Фильм поставлен по роману австрийской писательницы Эльфриды Елинек, которая исследует отношения между мужчинами и женщинами, находя драматические причины непонимания и ошибок, ведущих к неисправимым последствиям. Эрика — преуспевающий профессор Венской консерватории. На занятиях она держит себя холодно и высокомерно. Но это высокомерие — фасад, за который лучше и не заглядывать. Когда в неё влюбляется ее будущий ученик, она шокирует его своими представлениями о близости.
«Эрика — не извращенка, не монстр, — считает Изабель Юппер, сыгравшая эту роль. — Эрика — взрослая женщина и одновременно девочка, подавленная своей матерью: перефразированная тема бергмановской „Осенней сонаты““.
ПИАНИСТКА
Главные композиторы ее жизни — Шуберт и Шуман, это выход всей ее скрытой энергии. Поэтому она так болезненно относится к тому, что шубертовские вещи оказываются буквально «в руках» других. Лид из цикла «Зимний путь» в исполнении зажатой и нескладной ученицы толкает героиню на подлый поступок, она тайно насыпает ей в карман битого стекла. «Оставьте в покое Шуберта», — с досадой говорит Эрика влюбленному Вальтеру, когда тот смог пройти конкурс и попасть в ее класс.
Главный разговор с молодым человеком тоже происходит на фоне Шуберта, во время работы над 20-й сонатой. «Стойте, вы не обращаете внимание на пометы. Исполнительские обозначения у Шуберта — это переход от крика к шепоту. Стихийность — не ваш конек, — говорит она обескураженному повесе, приоткрывая ему себя. — Шуберт был не красавец. Вы это знаете? Вы со своей внешностью даже не понимаете, в какую пропасть падаете…»
Актриса Изабель Юппер считает, что героиня любит ворвавшегося в ее жизнь красавца, но выразить свои чувства в доступной ему форме не может. Он в свою очередь не понимает ее. Стихийность романтизма — это тот мир, в котором до сих пор Эрика находила себя. Но с появлением Вальтера выяснилось, что жизнь и искусство устроены совершенно по-разному. Поэтому она теряет точку опоры, а он не в состоянии ей в чем-то помочь. Финал может быть только жестоким.
И еще один важный момент. Картина Ханеке «Пианистка», кажется открывает дорогу интеллектуальной дискуссии о роли музыки в гендерной теме. Недавний фильм «Тар» о властной женщине-дирижере, оставляющей за собой череду жертв, явно сделан с оглядкой на успех «Пианистки». Такую ли он оставит о себе память, это другой вопрос.
Пианистка, Михаэль Ханеке, 2001 г.

Последние выпуски программы

Тар

«Поначалу женщина за пультом была диковинкой. По счастью, времена изменились, и сегодняшние фарисеи уже начали, так сказать, свой путь в Дамаск», — говорит высокоинтеллектуальная героиня фильма «Тар», фантазией режиссера поставленная руководить Берлинским филармоническим оркестром.

Танец с саблями

«Танец с саблями» — настолько мощный музыкальный хит, что удивительно, почему так долго никому не приходило в голосу рассказать в кино историю его создания. И это при том, что сам автор — Арам Хачатурян — находился явно в противофазе со своим творением.

Высокий блондин в черном ботинке

«Франсуа Перрен, 32 года, холост. Скрипач, прибыл из Мюнхена». С этой скупой информации спецслужб начинается наше знакомство с героем Пьера Ришара — высоким блондином в черном ботинке, который волей случая оказывается втянутым в шпионские дела.