ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР

  • 7 июля 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
К своим фильмам Чарли Чаплин чаще всего писал музыкальное сопровождение сам. Жесты его персонажей, по отработанному ритму, можно было называть уже в некотором роде визуальной музыкой, и он пытался их оттенить более элегантными и романтическими сочинениями. «Я хочу, чтобы музыка звучала контрапунктом изящества и обаяния, выражала чувство, без которого, произведение искусства неполно», — писал он в своей автобиографии. Ассистировавшие ему профессионалы старались не особенно мешать. Композитор Дэвид Раскин считал себя скорее аранжировщиком — музыкальная идея была для него прерогативой автора. Так было и в Золотой лихорадке, и в Огнях большого города, и в Новых временах.
ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР
А вот в фильме 1940 года, первом звуковом в карьере артиста, под названием Великий диктатор, Чаплин почти не сочиняет и впервые на первый план выводит классическую музыку. В самой знаменитой сцене картины — той, где очарованный мечтой о мировом владычестве диктатор танцует «в паре» с глобусом, звучит прелюдия к первому акту оперы Вагнера «Лоэнгрин». Упоенный своим величием, бесноватый Хинкель с характерными усиками умиротворён самой арийской по духу музыкой, которую прервет только хлопок лопнувшего глобуса-шара. И тут же встык пойдет сцена с евреем-цирюльником, по иронии судьбы похожим на Хинкеля как две капли воды. Брадобрей хозяйничает у себя в цирюльне, готовясь обслужить очередного клиента, когда голос по радио объявляет: «Почувствуйте удовольствие от нашей музыки. Двигайтесь под ее ритм. Брамс Венгерский танец номер пять». Следует сцена бритья, которая превращается в комический номер, где все жесты героя подчиняются ритму, и медленные пассажи прохождения лезвия по щекам клиента чередуются с сумасшедшими по скорости движениями его заточки или очистки от пены. «Пятнадцать центов, пожалуйста», — говорит в итоге цирюльник, успев нахлобучить клиенту шляпу с последним звуком брамсовского танца.
И этот контраст правильного Лоэнгрина (диктатор, к слову, сам время от времени садится за рояль) и каких-то разнузданных нечистокровных мелодий есть музыкальное продолжение антитезы диктатор — еврей-цирюльник, на которой построена вся картина, и которую актерски Чаплин блестяще изображает сам. Фильм предстаёт выражением его собственных убеждений (он заканчивается призывом всех людей к братству), хотя позже актер сообщит, что если бы знал, чем обернется война, никогда бы не стал на эту тему шутить.
Великий диктатор, Чарлин Чаплин, 1940 год

Последние выпуски программы

ПИАНИСТКА

Этот фильм невозможно обойти стороной, хотя отношение к нему может быть разным. В «Пианистке» радикального режиссера Ханеке музыка — это дверь в самые интимные сферы, проявитель комплексов и тайных желаний.

КРЁСТНЫЙ ОТЕЦ

Если говорить о «Крёстном отце» Фрэнсиса Копполы, эпической гангстерской драме, вышедшей в 1972 году, то всем сразу вспоминается любовная тема Нино Роты Speak Softly Love, звучащая в моменты затишья между кровавыми разборками. Однако саундтрек фильма не ограничивается этим хитом.

СОЛЯРИС

«Серьезный фильм смотреть так же трудно, как делать его. Так что во многом я и не хотел бы, чтобы фильм смотрелся легче», — говорил Андрей Тарковский, комментируя «Солярис». Он считал, что это тяжёлая работа — смотреть фильм или даже смотреть на живописное полотно, и для авторов, и для зрителей.