ЗЕРКАЛО

  • 27 мая 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
На обсуждении фильма Тарковского «Зеркало» в 1974 году председатель Госкино Филипп Ермаш с неодобрением отозвался об обилии музыки Баха за кадром. «Это придает картине в целом мистический характер, не по-советски звучит», — заявил он. На что режиссёр ответил: «А я к этому отношусь, как к лучшей музыке. Я против музыки, специально написанной для кино, существует прекрасное классическое наследие».
В 1974 году Андрей Тарковский снял свой самый исповедальный фильм «Зеркало», картину, где много личного, семейного. В фильме играют мать, дети режиссёра, слышен голос отца, поэта Арсения Тарковского, читающего стихи… «Ты была Смелей и легче птичьего крыла, По лестнице, как головокруженье, Через ступень сбегала и вела… С той стороны зеркального стекла».
С той стороны зеркального стекла всплывают воспоминания жизни, и музыка — как часть мира лирического героя. В фильме звучат фрагменты из сочинений Баха, Перголези, Перселла. Вот кадры кинохроники — «Полет на стратостате», а затем проезд героев-летчиков по улицам Москвы под Stabat Mater Перголези… Когда тело умрет, Даруй моей дуще Райскую славу… Вот сцена приезда отца мальчика в увольнительную во время войны. Заслышав знакомый голос, дети со всех ног мчатся навстречу и припадают к отцовской груди. В ту же минуту вспыхивает грозный речитатив Евангелиста: «И земля потряслась; и многие тела усопших святых воскресли». Отец, прибывший с жестокой войны, действительно выглядит как воскресший. А камера уже показывает портрет Джиневры деи Бенчи кисти Леонардо да Винчи, поразительно похожей на лицо матери — героини Маргариты Тереховой.
Или вот финал, который так смутил кинономенклатуру, говорившую, что там «рано кончается музыка. Провал».. Отец за кадром спрашивает, обращаясь к жене: «Тебе кого больше хочется: мальчика или девочку?» На экране возникает крупный план будущей матери. Боль и счастье теснят друг друга на ее лице как предчувствие того, что ожидает ее впереди.
«Что может быть более естественным, чем выразить идею человечности при помощи музыки Баха?» — замечал сам Тарковский, находя благодаря ей меру вечного в протекающих перед глазами мгновениях.
Бессмертны все. Бессмертно всё. Не надо Бояться смерти ни в семнадцать лет, Ни в семьдесят. Есть только явь и свет, Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Зеркало, Андрей Тарковский, 1974 год.

Последние выпуски программы

СТЕНЬКА РАЗИН

Чудо ХХ века! Чистая фотография! Интересные сюжеты! Такой рекламой сопровождался показ первого отечественного игрового фильма «Стенька Разин или Понизовая вольница».

ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР

К своим фильмам Чарли Чаплин чаще всего писал музыкальное сопровождение сам. Жесты его персонажей, по отработанному ритму, можно было называть уже в некотором роде визуальной музыкой, и он пытался их оттенить более элегантными и романтическими сочинениями.

ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН

Фильм «Заводной апельсин» открывается синтезаторной версией «Погребальной музыки для королевы Марии» Генри Перселла, помещая зрителя в атмосферу неопределённости и тревоги. И тому есть основания.