БРОНЕНОСЕЦ ПОТЁМКИН

  • 25 мая 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Когда 21 декабря 1925 года в Большом театре в Москве прошел первый показ фильма «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна, аккомпанемент состоял из музыки, написанной по другому поводу: увертюра «Робеспьер» Литольфа, увертюра Бетховена «Эгмонт» и фантазия Чайковского «Франческа да Римини». В дальнейшем, с выходом картины на большой экран, сопровождение могло меняться: это могли быть революционные и народные песни, например, Дубинушка как образ «народной стихии»…
Идея создать постоянное музыкальное оформление к фильму пришла в голову немцам при подготовке премьеры в Берлине. Для ее написания был приглашен австрийский композитор Эдмунд Майзель, еще до того утверждавший, что что хороший фильм достоин собственной музыки. Майзель сочинил партитуру «Потёмкин» с огромной скоростью, «за двенадцать дней и ночей». Дело в том, что помимо приближающегося крайнего срока, существовала постоянная угроза, что разрешение на показ фильма — слишком революционного по духу — будет отозвано, и это сделает все труды напрасными.
Берлинская премьера имела феноменальный успех, и через несколько дней фильм уже шел в двадцати пяти кинотеатрах. Такому приему во многом способствовал волнующий эффект, который произвела на зрителей музыка. Она была удивительной, очень конкретной, взрывной, бьющей по нервам (с неумолкающими барабанами, каким-то свистом, лязганьем цепи) что даже в большей степени озаботило местных цензоров, чем содержание кинофильма.
«После того, как реакционная пресса назвала мою музыку подрывной из-за ее стремительного ритма, соответствующего действию, министр Больц в Вюртембергском ландтаге запретил ее как опасную для государства», — писал автор в дальнейшем. Как видим, в некоторых частях Германии именно музыка, а не фильм вызвала активность цензуры.
Эйзенштейну работа Майзеля настолько понравилась что он предложил композитору работу и в своем следующем проекте, «Октябрь», ведь композитор умел приводить звуки к ритмическому единству, соответствующему ритму изображения. Однако и в России такой подход нашли слишком авангардистским. А вскоре, в 30-м году, Майзель умер. Партитура Потёмкина не сохранилась, но попытки ее реконструкции предпринимались неоднократно. Последняя из них принадлежит музыкантам ансамбля Персимфанс, сыгравшим эту нервную и резкую музыку в 2019 году в Москве.
Броненосец Потемкин, Сергей Эйзенштейн, 1925 г.

Последние выпуски программы

СТЕНЬКА РАЗИН

Чудо ХХ века! Чистая фотография! Интересные сюжеты! Такой рекламой сопровождался показ первого отечественного игрового фильма «Стенька Разин или Понизовая вольница».

ВЕЛИКИЙ ДИКТАТОР

К своим фильмам Чарли Чаплин чаще всего писал музыкальное сопровождение сам. Жесты его персонажей, по отработанному ритму, можно было называть уже в некотором роде визуальной музыкой, и он пытался их оттенить более элегантными и романтическими сочинениями.

ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН

Фильм «Заводной апельсин» открывается синтезаторной версией «Погребальной музыки для королевы Марии» Генри Перселла, помещая зрителя в атмосферу неопределённости и тревоги. И тому есть основания.