Гордый талант Джованни Легренци
Венецианская республика дала миру много прекрасных музыкантов. Один из них творил на севере Италии почти весь XVII век. Композитор и органист Джованни Легренци родился 395 лет назад, 12 августа 1626 года, в городке в Клузон, что недалеко от Бергамо.
Он оставил значительный след в эпохе барокко, застав самый её расцвет, был хорош в разных жанрах — от опер до духовных сочинений. Его церковная музыка насыщена оттенками драмы, а камерные трио-сонаты изумительно иллюстрируют страну и время, в которых он жил.
Джованни родился в простой семье. Его отец, тоже Джованни — скрипач и органист — играл во славу Бога по воскресеньям в церкви. Городская община Клузона приплачивала ему за концерты полсотни лир в год. Как и жизнь отца, судьба Легренци-младшего стоит на трёх китах — служении церкви, опеке покровителей и преданности музыке.
Азы музыкальной грамоты мальчик постиг дома. Подростком его отправили в Бергамо. Здесь, в академии, воспитывали будущих священников, обучая их, в том числе, и музыке. В 19 лет Джованни уже органист в церкви. Спустя шесть лет он принимает сан и возглавляет церковный хор. Из церкви его выгонят по доносу. До начальства доходит слух, что юноша увлёкся азартными играми. Во время вынужденной безработицы он пишет музыку.
К тридцатилетию Легренци — автор сборников духовных песнопений и инструментальных пьес. Кстати, навет о страсти к азарту остался не доказанным, и после разбирательства молодого композитора возвращают на работу. А он не простит оговора и увольнения, ему некомфортно и тесно в Бергамо. Его ждёт место капельмейстера в Академии Святого Духа в Ферраре. Работу молодому музыканту подыскали местные аристократы. Легренци благодарит покровителей, посвящая им сочинения.
Именно в Ферраре Легренци пишет первые оперы. Спектакли идут в местном театре. Успех дарит надежду на карьерный рост и материальное благополучие. Джованни, торопя судьбу, задумывается о старости. Ругает Ферраре за дурной климат, жалуется на недомогания, пишет письма влиятельным особам с просьбой пристроить его в Венеции. И помощь придёт. Легренци дебютирует в городе каналов в дни карнавального сезона незадолго до сорокалетия. А после фортуна изменит ему. На горизонте Джованни ждёт шторм неудач.
Несмотря на высочайшие рекомендации итальянцу отказывают в капелле императорского двора в Вене. Потом он сам, сказавшись больным, отклоняет место в королевской капелле Людовика XIV. Очередные отказы встречают его в Милане, потом в Болонье. Вернуться бесславно на родину в Бергамо гордый музыкант тоже не хочет. Избыточную, не присущую духовному лицу гордыню Легренци, часто упоминают его современники. Неуступчивый характер не даёт стабильно устроиться в жизни. Лишь на склоне лет он справится со страстями и обретёт прочное положение.
Легренци слегка за сорок, он учит сирот в Венеции. В приюте для бедных (Оспедалетто) преподаёт и возглавляет хор. Параллельно подрабатывает капельмейстером сообщества монахов. Для их собраний пишет оратории. Берет учеников, среди которых энциклопедии упоминают Томазо Альбинони. Дома у Джованни по вечерам звучит музыка. Учитель и его подопечные играют свои новые произведения. Венеция — родина самых значительных опер Легренци. Мифологические и героические сюжеты, которые автор с изяществом приправляет юмором, горожане принимают восторженно.
Джованни под пятьдесят, он без устали трудится на всех фронтах, добиваясь достойного положения. В его планах — место капельмейстера в базилике Сан Марко.
Зажав гордость в тиски, он целое десятилетие упорно стремится к мечте, временами сотрудничая с капеллой собора. Могучий храм примет Джованни, когда тому почти шестьдесят. Он — капельмейстер Сан Марко и полностью отдаёт себя этой работе. При нем церковный оркестр начинает играть яркими красками, а хор обретает голос, достойный статуса своего великого собора. Через четыре года, в мае 1690, завершив свою миссию, Джованни Легренци умирает.
Музыка гордого священника вдохновит Скарлатти и Вивальди, Баха и Генделя. Выдающиеся барочные творцы передадут её нам. Сегодня барокко в моде. Мелодии Джованни Легренци, сквозь три столетия, переносят нас к залитым солнцем зелено-жёлтым полям, синеве тёплого моря, свежему сквознячку узких улочек, с которых открывается вход за тяжёлые двери древних католических храмов.
Текст: Наталья Оганджанянц