Ровесник и антипод Баха
Они — ровесники, с разницей всего в один месяц; земляки родом из Саксонии, и коллеги по цеху, музыканты. Их имена обычно называют рядом, через запятую. Но при этом они никогда не встречались, жили в разных странах и были совершенно непохожи ни по взглядам, ни по характеру, ни по судьбе. Великого немецкого композитора, органиста, дирижера и антрепренера Георга Фридриха Генделя принято считать баловнем фортуны, счастливцем, добившимся славы, богатства и признания.
Гендель родился в саксонском городе Галле на востоке Германии, известном своим кафедральным собором XIII века и университетом, носящим ныне имя Мартина Лютера. Оба эти заведения сыграли решающую роль в становлении музыканта. В первом он в юности служит органистом, заменяя своего наставника, композитора Цахау, во втором учится на юриста, выполняя волю отца — придворного медика и цирюльника. Но лишившись его еще в 12-летнем возрасте, не завершает юридический курс и полностью посвящает себя музыке, к которой тянулся с детства. Покинув родной город, молодой музыкант едет сначала в Гамбург, где есть единственный в стране оперный театр, и создает для него свои первые оперы. А через 3 года, получив определенный опыт и известность, отправляется на родину этого вида искусства — в Италию.
Здесь немецкий композитор совершенствуется в жанре оперы-сериа, самом значительном и популярном в то время. Написанные им произведения этого рода с успехом идут на оперных сценах Флоренции, Венеции, Неаполя и вскоре ставят его один ряд с местными итальянскими мастерами, включая еще одного его знаменитого ровесника — Доменико Скарлатти, с которым они знакомятся в Риме. Следующий этап в жизни Генделя — Англия, куда он попадает после службы у Ганноверского герцога, ставшего вскоре английским королем. Для него он пишет специальную сюиту «Музыка на воде», исполненную прямо на корабле во время речной прогулки монарха по Темзе. Кроме того, он продолжает писать оперы — «Цезарь», «Оттон», «Тамерлан», «Радамист» и ставит их на сцене «Королевской академии музыки», которой сам же и руководит, а в 1726 году принимает британское подданство.
Его близость к высшим кругам лондонской знати вызывает зависть у части местных аристократов, а также у конкурентов из других оперных трупп, преимущественно итальянских. Ему устраивают обструкции, публикуют на него карикатуры в газетах. Сильный удар по нему и его делу наносят смерть покровителя, короля Георга I и появление спектакля «Опера нищих», в котором высмеиваются оперные штампы и их создатели. В результате генделевский театральный проект терпит крах, а сам он тяжело заболевает, но продолжает бороться: едет в Европу, ищет новых исполнителей для продолжения своего музыкального предприятия, но постепенно понимает тщетность этих усилий и всю условность жанра, которому отдал столько лет и сил.
И в это трудный для него и страны момент, когда обострилась борьба за трон между отдельными регионами и различными членами королевской династии, композитор прекращает сочинять оперы с их сходными античными сюжетами и отвлеченными героями, и обращается к жанру оратории, где преобладают мощные хоровые сцены, воспеваются героические образы Ветхого и Нового завета — Самсон, Макковей, Саул, Иевфай…
Самая известная его оратория «Мессия», впервые исполненная в ирландском Дублине, стала национальной классикой, а знаменитый хор «Аллилуйя» из нее, призывающий к победе над врагом, принято слушать стоя во всех храмах англиканской церкви. Слова из этого произведения «Я знаю, мой спаситель жив» написаны на надгробье композитора. Он умер на Страстной неделе в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу 14 апреля 1759 года и похоронен в усыпальнице английских королей — Вестминстерском аббатстве, где покоятся также Ньютон, Пёрселл, Дарвин, Диккенс, Киплинг, Кромвель и другие выдающиеся деятели британской истории и культуры.
Текст — Анатолий Лысенков.