Музыкант и просветитель
«Интересный русский композитор», — писал о себе Сергей Никифорович Василенко. «Уникальный и разносторонний человек», — хочется сказать, познакомившись с его судьбой. Педагог, просветитель и самобытный музыкант родился в Москве 30 марта 1872 года.
Музыка в жизнь москвича Серёжи ворвалась в детстве. Каждое лето мальчик проводил в деревне, в имении отца — московского дворянина, большого знатока сельского хозяйства. Здесь он влюбился в природу, песни и поэзию родной страны. Спустя годы страсть к народному искусству увлекла в большое путешествие по миру, которое напитает его творчество красками ближних и дальних цивилизаций. В них неповторимый русский колорит и украинская напевность, своеобразие Средней Азии и многоликость Европы, мудрость Китая и таинственность Индии.
В поездках ему комфортно. Он полиглот, свободно владеет тремя языками — английским, французским, немецким. Родители позаботились о его образовании, но видели в нем совсем не музыканта, а юриста. Как послушный сын он отучился на юридическом и поступил в Московскую консерваторию в класс Сергея Танеева, а тот познакомил его с Чайковским. В жизни Сергея Василенко много счастливых пересечений. Открытый, доброжелательный и весёлый он дружит с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Балакиревым. Позже, уже преподавая в Московской консерватории, учит будущих советских классиков: Александрова, Голованова, Кабалевского, Хачатуряна.
Неутомимый просветитель, он организует общедоступные концерты, получившие название Исторических. Стоя за дирижёрским пультом, знакомит публику со старинной музыкой и произведениями современников.
После революции выступает на радио, пишет саундтреки к первым советским кинофильмам и, конечно, продолжает сочинять симфонии и концерты, оперетты и романсы. Оперы и балеты композитору заказывают ведущие театры страны.
Вся послевоенная Москва ломится на спектакль-праздник «Мирандолина» с восхитительной Ольгой Лепешинской в заглавной партии. Публика, среди которой было немало солдат и офицеров Второй мировой, смеялась и, как писали газеты, «еле сдерживалась, чтобы не пуститься в пляс». Яркая, красочная и озорная музыка Сергея Василенко не только поднимала настроение, но и помогала врачевать фронтовые раны.
Текст: Наталья Оганджанянц