Джеймс Ливайн — маг и волшебник дирижёрского искусства
Джеймс Ливайн более сорока лет проработал в Метрополитен и превратил оркестр театра из второстепенного коллектива в один из лучших в мире.
Выдающийся американский дирижёр Джеймс Ливайн и Метрополитен-опера — две вещи неразделимые. Даже скандал на почве харассмента, завершившийся унизительным изгнанием маэстро из театра, не может перечеркнуть историю их музыкальных отношений, продолжавшихся более четырех десятков лет.
Стоит ли удивляться тому, что летом 2020 года в своей онлайн-программе Метрополитен-опера не стала цензурировать спектакли с участием Джеймса Ливайна. Публике предложили сразу пять спектаклей, сыгранных в разные годы под руководством бывшего художественного руководителя театра. Возможно, кто-то скажет, что в архивах Метрополитен с учётом стажа работы Ливайна с оркестром театра записей других исполнителей не так уж много.
Но речь не идёт о принудительном вовлечении слушателей в исполнительское искусство Ливайна. Маэстро одинаково совершенно дирижирует самой разной музыкой и поэтому его талант захватывает внимание аудитории с полярными стилистическими предпочтениями. Его репертуарные горизонты простираются от Баха до Кейджа и Ксенакиса.
Русской классике в этом массиве отводится почётное место. В 2016 году Джейс Ливайн простился с Метрополитен двумя фантастическими концертами — один из вечеров состоял из произведений Глинки, Рахманинова и Чайковского. Его Шестая симфония в трактовке 72-х летнего маэстро довела зал до эмоционального изнеможения. После исполнения Adagio lamentoso публика поднялась в едином порыве и семь минут аплодировала стоя, сидящему в инвалидном кресле Ливайну. Общественность уже знала о серьёзных недугах мастера — болезни Паркинсона, раке почки и проблемах с позвоночником.
О работоспособности Ливайна ходят легенды. На пике карьеры в 70-80-90 е годы он мог репетировать бесконечно, неизменным красным полотенцем вытирая пот с полного лица. Наверное, единственный, кто посмел бы поспорить с Ливайном за право называться самым фанатичным человеком в дирижёрской профессии был Герберт фон Караян. Впрочем, американца называют протеже австрийца. Именно Караян пригласил Ливайна на фестивали в Зальцбурге в середине 70-х годов. На долгие годы маэстро стал резидентом проекта, тонко и изящно дирижируя «Волшебной флейтой» Моцарта и удивительным образом целостно и легко представляя тяжелую, строгую, без каких-либо уступок мелодизму незаконченную оперу «Моисей и Аарон» Шёнберга.
В 1982 году Ливайн дебютировал на Байройтском фестивале. Чопорная и консервативная тамошняя публика на удивление быстро приняла улыбчивого, кудрявого, где-то визуально комедийного уроженца Цинциннати и согласилась с его представлением партитуры «Парсифаля» Вагнера, а позднее, в середине 90-х и «Кольца Нибелунга». К тому моменту публика терзалась в необычных сомнениях — в симфонической или оперной музыке ярче проявляется харизма Джеймса Ливайна — волшебника, который к чему ни прикоснётся, рождает шедевр.
К слову сказать, уникальный дирижёрский талант Ливайна затмил его же достижения как пианиста — солиста и аккомпаниатора. За фортепиано он сел в четыре года, а уже в десять лет дал первое публичное выступление, сыграв Второй фортепианный концерт Мендельсона с симфоническим оркестром Цинциннати. Возможно, одарённый мальчик так и остался бы просто хорошим пианистом, если бы судьба не свела его с выдающимся педагогом Розиной Левиной, выпускницей Московской консерватории.
Попытки понять тончайшее исполнение Ливайном русской музыки, его способность выдать тягучую кантилену и протянуть мелодию, фразу, казалось бы, до точки невозврата, когда хочется вдохнуть воздух… и снова жить, всякий раз возвращают нас, как оказалось, к нерядовому факту в его биографии. Речь идёт как раз о занятиях в середине 50-х годов в музыкальной школе Аспена с учителем, чей исполнительский почерк сформировался в такой далёкой от Америки России. Найти плёнку с играющим на фортепиано Ливайном практически невозможно. Но фонотека с дирижёрскими записями маэстро, к счастью, доступна даже после того, как весной 2018 года Метрополитен расторгла с ним контракт.
Текст: Ирина Столярова