«Кащей Бессмертный» — заколдованная опера Римского-Корсакова

Дата публикации: 25 декабря 2022

У оперы «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова непростая постановочная судьба: в сочинении, созданном незадолго до Первой русской революции, современники увидели политические аллюзии и посчитали материал неблагонадёжным для исполнения в казённых музыкальных театрах. При этом композитор решал исключительно творческие задачи эволюционного характера: узнаваемый музыкальный язык оброс необычными тональными сочетаниями и изобиловал хроматизмами; легко читаемые эстетические ассоциации с утонченным французским импрессионизмом пересекались с зарождающимся русским модерном. Известный фольклорный сюжет также не избежал новаций. Взявшийся собственноручно за написание либретто Римский-Корсаков при поддержке дочери придумал персонажа, которого нет ни в одной русской народной сказке. Вокруг появившейся в опере Кащеевны, дочери Кащея Бессмертного, и раскручивается всё действо. Именно для неё Римский-Корсаков приберёг единственный на всю одноактную оперу шлягер — воинственный марш «Меч мой заветный». В первопрестольной впервые его услышали на премьере «Кащея Бессмертного» 25 декабря 1902 года. Спектакль поставили силами артистов Московской частной оперы на сцене театра Солодовникова.
«Кащей Бессмертный» — заколдованная опера Римского-Корсакова
Широкую публику премьера заинтересовала. Заколдованный корсаковский оркестр из тьмы на свет божий умелой рукой вывел дирижёр Ипполитов-Иванов. Всех удивила не только новизна оркестровой и вокальной стилистики, но и точечная работа с декорациями. Черепа, метель, берег моря, зеленая лужайка с маками и белой полынью — эти разные картинки динамично сменяют друг друга в течение какого-то часа с небольшим. Но не все прошло гладко. Неудачно провела свою роль Надежда Забела-Врубель, для которой Римский-Корсаков и писал главную партию Царевны Ненаглядной Красы. Все симпатии зрителей были на стороне Кащеевны в исполнении Веры Званцевой, и зал рыдал вместе с ней, слушая в финале оперы её монолог «Мои глаза впервые плачут». От слез своей дочери умирает Кащей, а Римский-Корсаков выводит гениальную метаморфозу — зло побеждает зло ради торжества добра.
Только через 15 лет с момента премьеры оперу поставили в Большом театре. Состав исполнителей сказочный: Царевна — Антонина Нежданова, Кащеевна — Надежда Обухова. За пультом оркестра выдающийся мастер Эмиль Купер. К музыке Римского-Корсакова у маэстро был код доступа через Сергея Дягилева, создателя объединения художников «Мир искусства» на стыке 19-20 веков. Как раз в это время, летом 1901 года композитор вдохновенно работает на «Кащеем», а через несколько лет примет участие в «Исторических концертах», которые Дягилев устроит в Париже. Круг единомышленников смыкается и вытесняет со сцены Кащея, Кащеевну и их прихвостней, которые, кстати, в опере так и не появляются перед зрителями, сбившись в небольшую хоровую группку за кулисами.

Последние события

Театральный фестиваль «Царь-Сказка» состоится в Великом Новгороде

18-й Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка» пройдёт с 25 по 29 апреля в Великом Новгороде. На смотре покажут 17 спектаклей из 6 стран, в том числе в онлайн-формате.

В Курске отреставрируют концертный зал «Свиридовский»

Здание бывшего Дворянского собрания в Курске, где сейчас располагается концертный зал «Свиридовский», планируют отреставрировать. Минкультуры объявило торги на разработку проекта обновления постройки.

Фестиваль «Прима домра» впервые пройдёт в Москве

Фестиваль современного домрового искусства «Прима домра» под руководством Екатерины Мочаловой впервые пройдёт в Москве с 21 апреля по 18 мая. На открытии смотра в «Зарядье» представят две премьеры.

Поиск по сайту