«Кащей Бессмертный» — заколдованная опера Римского-Корсакова

Дата публикации: 25 декабря 2022

У оперы «Кащей бессмертный» Римского-Корсакова непростая постановочная судьба: в сочинении, созданном незадолго до Первой русской революции, современники увидели политические аллюзии и посчитали материал неблагонадёжным для исполнения в казённых музыкальных театрах. При этом композитор решал исключительно творческие задачи эволюционного характера: узнаваемый музыкальный язык оброс необычными тональными сочетаниями и изобиловал хроматизмами; легко читаемые эстетические ассоциации с утонченным французским импрессионизмом пересекались с зарождающимся русским модерном. Известный фольклорный сюжет также не избежал новаций. Взявшийся собственноручно за написание либретто Римский-Корсаков при поддержке дочери придумал персонажа, которого нет ни в одной русской народной сказке. Вокруг появившейся в опере Кащеевны, дочери Кащея Бессмертного, и раскручивается всё действо. Именно для неё Римский-Корсаков приберёг единственный на всю одноактную оперу шлягер — воинственный марш «Меч мой заветный». В первопрестольной впервые его услышали на премьере «Кащея Бессмертного» 25 декабря 1902 года. Спектакль поставили силами артистов Московской частной оперы на сцене театра Солодовникова.
«Кащей Бессмертный» — заколдованная опера Римского-Корсакова
Широкую публику премьера заинтересовала. Заколдованный корсаковский оркестр из тьмы на свет божий умелой рукой вывел дирижёр Ипполитов-Иванов. Всех удивила не только новизна оркестровой и вокальной стилистики, но и точечная работа с декорациями. Черепа, метель, берег моря, зеленая лужайка с маками и белой полынью — эти разные картинки динамично сменяют друг друга в течение какого-то часа с небольшим. Но не все прошло гладко. Неудачно провела свою роль Надежда Забела-Врубель, для которой Римский-Корсаков и писал главную партию Царевны Ненаглядной Красы. Все симпатии зрителей были на стороне Кащеевны в исполнении Веры Званцевой, и зал рыдал вместе с ней, слушая в финале оперы её монолог «Мои глаза впервые плачут». От слез своей дочери умирает Кащей, а Римский-Корсаков выводит гениальную метаморфозу — зло побеждает зло ради торжества добра.
Только через 15 лет с момента премьеры оперу поставили в Большом театре. Состав исполнителей сказочный: Царевна — Антонина Нежданова, Кащеевна — Надежда Обухова. За пультом оркестра выдающийся мастер Эмиль Купер. К музыке Римского-Корсакова у маэстро был код доступа через Сергея Дягилева, создателя объединения художников «Мир искусства» на стыке 19-20 веков. Как раз в это время, летом 1901 года композитор вдохновенно работает на «Кащеем», а через несколько лет примет участие в «Исторических концертах», которые Дягилев устроит в Париже. Круг единомышленников смыкается и вытесняет со сцены Кащея, Кащеевну и их прихвостней, которые, кстати, в опере так и не появляются перед зрителями, сбившись в небольшую хоровую группку за кулисами.

Последние события

Цискаридзе выразил мнение о новом порядке продажи билетов в московские театры

Николай Цискаридзе не верит в эксперимент по продаже билетов в театры по паспорту в Москве. Артист отметил, что инициатива может значительно усложнить проход на события столичных культурных площадок.

«Голос флейты» прозвучит в Нижнем Новгороде

Фестиваль «Голос флейты» пройдёт с 12 по 14 декабря в Нижнем Новгороде. Участие примут музыканты из Москвы, Петербурга, Кирова и Стамбула.

Фестиваль арфы пройдёт в Москве

Фестиваль арфы к 150-летию со дня основания классаарфы стартует в Московской консерватории 28 ноября. Участниками станут солисты ведущих оркестров Москвы и Санкт-Петербурга.