Ковент Гарден — от цирка со слонами до великих оперных конвенций

Дата публикации: 7 декабря 2022

Ковент-Гарден — это район британской столицы, где находится здание, служащее последние 75 лет резиденцией Королевского балета и Королевской оперы. Драматическое искусство проиграло битву за Ковент-Гарден почти два века назад, хотя до этого сто лет имело монополию на все постановки без музыки, но со слонами и цирковыми обезьянами. 7 декабря исполняется 290 лет с момента первого представления в Ковент-Гарден.
В этот исторический день 1732 года игралась социальная комедия «Светские обычаи» Уильяма Конгрива. Для тогдашней английской публики он был идолом в отличие от его современника Генри Пёрселла. Оперу лондонцы явно не жаловали и появление в премьерной афише Ковент-Гарден сатирической пародии «Опера нищих» было ожидаемым. На помощь музыкальным богам призвали Генделя — к тому моменту он прочно обосновался на Туманном Альбионе и писал оперы на итальянский манер, но чтобы оценить их гениальность, подданным её Величества понадобилось сто с лишним лет! Британцы явно подпортили реноме нации, культивирующей просветительские идеи и либерализм, когда согласились с указом королевского двора о монополии Ковент-Гарден на все драматические спектакли. Из-за возникших финансовых проблем редкие постановки чередовались с выступлением слонов, быков и прочих животных из цирков-шапито. В середине 19 века дирекция принимает революционное решение — на смену балаганным артистам приходят оперные звёзды из Италии. В репертуар к реинкарнированному Генделю прибавляются шедевры Моцарта и Россини, Бизе и Сен-Санса, а в 1892 году — грандиозная тетралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга».
Ковент Гарден — от цирка со слонами до великих оперных конвенций
Ковент-Гарден, переживший два пожара в своей истории, в середине прошлого века идёт на новый вызов. На повестке вопрос повышения профессионального уровня штатных музыкантов. Миссия возложена на сэра Георга Шолти. Памятуя о связи тетра с драматическим искусством, маэстро приглашает к сотрудничеству Лукино Висконти. В 1958 году после спектакля «Дон Карлос» состоится знакомство режиссёра с Аленом Делоном. Позже французский актёр вспоминал, что впервые слушал оперу, и постановка потрясла его, «сочетая одновременно театр, кино, цирк и сон».
Ковент-Гарден в юбилейный сезон продолжает совмещать традиции с экспериментами. Неувядающая «Аида» соседствует с оперой «Последние дни» о Курте Кобейне, лидере культовой рок-группы «Нирвана». О Генделе тоже не забывают — в планах возобновить его бессмертную «Альцину».

Последние события

Россияне выбирают культуру

Жители России стали чаще посещать культурные мероприятия. Доля горожан, которые регулярно (хотя бы раз в 2-3 месяца) ходят в кино, на спектакли или концерты, за два года выросла с 50% до 53%.

«Орфей» завоевал два «Золотых микрофона»

«Орфей» удостоился двух «Золотых микрофонов» национальной премии «Радиомания»! Победу одержали рубрики «Музыкальные расследования» и «Партитура жизни: Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Интерес к творчеству Шнитке

Юбилейный год, посвящённый 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке, продемонстрировал новый интерес к творчеству композитора и дал возможность лучше понять его музыку, считает Михаил Брызгалов.