«Электрический» дирижёр Георг Шолти
Говорят, что собаки похожи на своих хозяев. Любимицей выдающегося дирижёра ХХ века сэра Георга Шолти была крошечная ши-тцу с милой китайской мордашкой, напоминающей цветок хризантемы. Но музыкальный мир запомнил маэстро как неистового творца с крепким торсом, неэкономным жестом высекающего страстный огонь и томную негу из партитур Вагнера и Малера. 21 октября исполняется 110 лет со дня рождения неподражаемого мастера.
В ноябре 1990 года культовая программа питерского телевидения «600 секунд» начиналась по обыкновения с «острого» сюжета — ведущий с дежурной пугающей интонацией чеканил как под метроном текст, что центр города оцеплен, автотранспорту сюда въезд запрещён, а рядовые граждане испытывают неудобства, потому что в Большом зале филармонии будут записывать впервые приехавший в СССР Чикагский симфонический оркестр. Промелькнувшего в кадре человека, который, кутаясь в тёплое пальто с меховой оторочкой, стремительно направлялся к служебному входу, не назвали. А это был дирижёр-легенда сэр Георг Шолти, чьё имя занесено в книгу рекордов Гиннесса за получение более 30-ти премий Грэмми. К тому моменту он руководил коллективом больше 20-лет, превратив его в совершенный инструмент по извлечению мощного и красивого звука, которого не было ни одного другого симфонического оркестра мира. Записи симфоний Бетховена, Шумана, Брамса, Брукнера и Малера вошли в золотой фонд классической дискографии.
Совместное творчество маэстро и Чикагского симфонического исчислялось 999 концертами. Среди них данные друг за другом московский с ленинградским. Присутствовавший в зале художник Георгий Ковенчук имел счастье познакомиться с маэстро. За кулисами он увидел милого и чрезвычайно обаятельного человека. Ничего общего с тем волшебником, демиургом, несколькими минутами ранее посылающего мощный эмоциональный заряд публике. Именно таким Шолти изображён на картине «Электрический дирижёр».
С годами «дикости» в дирижировании маэстро, которого коллеги называли «свирепым надсмотрщиком» и «крикливым черепом», поубавилось. Но «спокойным» он так и не стал. Музыкальное руководство Чикагским оркестром Шолти совмещал с работой, например, с Лондонским филармоническим, а также 10 лет служил Лондонской Королевской опере. При нём театр достиг невероятного профессионального прогресса. Маэстро в 1972 году стал подданным её Величества, получил титул сэра и приобрёл дом в привилегированном районе Лондона, где после гастролей его ждала обожаемая малютка ши-тцу: в компании с ней он «прикручивал» темп жизни, устраивая неспешные трапезы с бокалом янтарного венгерского токайского и тонкими ломтиками салями. Шолти стал называть себя на английский манер Джорджем, а не Георгом как принято в Германии, где он начинал карьеру. Но при рождении в Будапеште его нарекли Дьёрдем (Штерном). На исторической родине сэр Шолти и нашёл вечный покой — его могила на кладбище Фаркашрети.