Невыносимая лёгкость бытия Альфреда Бренделя

Дата публикации: 16 сентября 2020

Величайший из ныне живущих мастеров фортепианного искусства Альфред Брендель более десяти лет не выходит на сцену, но интерес к его творчеству не пропадает, а наоборот захватывает новые ниши слушательской аудитории. Действительно, в голове не укладывается, как человек, зачитывающийся комиксами, собирающий примитивные маски, коллекционирующий газетные ляпы, увлекающийся садоводством и наслаждающийся жизнью в самых банальных, бытовых её проявлениях, смог записать себе в союзники утончённых гениев — Моцарта и Гайдна, распознав в их музыке чудодейственную простоту, а также юмор и непринуждённую фантазийность. Даже критики Бренделя, коих немало, вынуждены признать совершенным исполнение австрийским пианистом сонат венских классиков.
Брендель за свою долгую, более чем полувековую карьеру, приучил публику к непафосному Бетховену, обычно ассоциирующемуся с эстетикой «Sturm und Drang». Искусство мастера проникнуто внутренним покоем, оно удивительно комфортно, не просит бури и не захлёбывается в мятежном порыве. Нотные тексты великих авторов маэстро пропускает через призму собственных мироощущений. Может быть, поэтому Брендель с его высоченным ростом, практически складываясь пополам перед роялем, выглядит естественным даже на самых, на первый взгляд, неподходящих для сольного музицирования концертных площадках.
Знакомство отечественных меломанов с творчеством Альфреда Бренделя произошло в 1988 году. Пианист играл сначала в Ленинграде, а потом Москве. Столичное выступление оказалось нелепым во всех отношениях. Трудно сказать, кто и зачем, по неопытности или по глупости, отправил уже известного на весь мир исполнителя в Колонный зал Дома Союзов, где акустика никак не приспособлена для живого звука. Стоит ли удивляться тому, что исполнение Бренделем сонат Шуберта, к слову сказать, и так не очень «раскрученных», особенно яркого впечатления не произвело.
Брендель после невразумительного вечера, фактически сорванного во многом не по его вине, не устроил скандала. Он наказал московскую публику предельно жёстко. Следующий концерт мастера состоялся в Первопрестольной лишь через двадцать лет. В 2008 году Брендель объявил, что прощается со сценой и устраивает гастрольный тур. Единственный вечер мегазвезды прошёл уже в Большом зале консерватории.
Только не знающие самокритичного музыканта люди могли допустить, что в афише не будет Шуберта. Его последней си-бемоль мажорной сонате было отдано второе отделение. Весь мир, все краски, все чувства, существующие на планете, уместились в примерно тридцати семи минутах — столько звучит этот шедевр в исполнении Бренделя. Публика, к тому моменту знающая научные, философские, художественные познания артиста, наслышанная о его увлечении книгами Томаса Манна и современной архитектурой, читая в переводе его удивительно тонкие и лёгкие в понимании стихи, наконец, выпущенный годом ранее обновлённый сборник эссе «Альфред Брендель о музыке», понимала, что, слушая последнее сочинение Шуберта, прощается с великим пианистом. Злопыхатели, негодующие по поводу ровного отношения австрийца к Рихтеру и открытого неприятия Гульда, вынуждены были расписаться в собственной недальновидности. Бренделю явно есть место в списке фортепианных титанов.
Пианисту 89 лет, он стоит на пороге юбилея, который выпадает на 5 января 2021 года. Музыкальной общественности нужно очень постараться, чтобы празднества в честь музыканта, подданного Её Величества Королевы Великобритании, удалось отметить нетривиально. Иначе виновник торжества может разразиться в адрес организаторов ироничной тирадой или же едкой карикатурой, элегантно упаковав свое послание.

Последние события

24 сентября 2020

Балетмейстеру предложили пойти в грузчики

Главному балетмейстеру Нижегородского оперного Валерию Миклину предложили на выбор должность грузчика, сторожа или артиста балета из-за грядущих сокращений в театре.

24 сентября 2020

Опера, снятая на айфон

Оперу «Восемь песен из изоляции», написанную для социально дистанцированного мира, представят 25 сентября.