Неизвестный концерт Ростроповича
Дата публикации: 15 июля 2020
Величайший виолончелист XX столетия Мстислав Ростропович осенью 1973 года играл в обычной московской музыкальной школе, затерявшейся в одном из жилых дворов рабочего района Кузьминки. Многочисленные поклонники маэстро ничего не слышали об этом выступлении. Оно не афишировалось. В актовом зале собрались преподаватели и их лучшие ученики. Ребят рассадили в первые ряды, предварительно проинструктировав, как нужно себя вести в присутствии уважаемого музыканта: спину держать ровно, головой не вертеть, ногами не болтать.

Мстислав Леопольдович точно в назначенное время появился в узком проёме входной двери небольшой аудитории. Артист лёгким кивком головы поприветствовал присутствующих и решительно поднялся на сцену, бережно держа в руках виолончель. Неземной красоты дама вошла в помещение следом за маэстро. Женская половина педагогического коллектива оживилась, узнав в спутнице музыканта несравненную Галину Вишневскую, супругу маэстро. Примадонна царственным взглядом окинула заполненные притихшими школьниками ряды, заняла кресло, предусмотрительно поставленное около рояля, и дала команду, что можно начинать вечер. Программа состояла исключительно из сольных номеров Ростроповича.

Он не изменял себе и играл как всегда вдохновенно, невзирая на непривычную обстановку. В руках гения инструмент выдавал дивную мелодию. Ростропович, по обыкновению прикрывший глаза во время исполнения сочинения, звал в далёкие миры, где есть любовь, доброта, красота. Некоторые юные слушатели зажмурились, чтобы не видеть стены, выкрашенные «сиротской» бледно-жёлтой краской и совсем не вписывающиеся в нарисованную мастером музыкальную картину абсолютного счастья.
Малыши тогда вряд ли осознали, что присутствовали на уникальном концерте гения. Понимание таинства встречи с магом и волшебником классического искусства пришло позже. По нелепой или трагической случайности представление Мстислава Леопольдовича никто не снял на фотоаппарат или камеру. Через несколько месяцев Ростропович и Вишневская покинули страну…на долгие пятнадцать лет. Изначально неординарное событие в музыкальной школе № 32 виделось уже полуподпольным мероприятием: Ростроповича, поддержавшего не вписавшегося в систему советских культурных ценностей писателя Александра Солженицына, лишили концертов в престижных залах. Мстислав Леопольдович страдал в отсутствии выступлений. Директор районной музыкалки сильно рисковал, предоставляя скромную сцену вверенной ему школы опальному мастеру.
Драматическая в своей неизвестности история заставляет с особым интересом пересмотреть архивную запись Гостелерадиофонда, сделанную также в 1973 году. На черно-белых кадрах мы видим Мстислава Ростроповича и Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения под руководством Геннадия Рождественского. Они исполняют Концерт до мажор для виолончели с оркестром Йозефа Гайдна. Произведение длится менее получаса. Крупные планы ловят лицо Мстислава Леопольдовича, возможно, уже прощающегося с Москвой …
Текст: Ирина Столярова
Последние события
Наследники традиций русской вокальной школы
Финальный тур XI Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой начинается 11 июля в Санкт-Петербурге. Участвуют 70 певцов из России, Белоруссии и Канады.
11 июля – 100 лет со дня рождения Николая Гедды
Николай Гедда был одним из редких мастеров, не знающих стилистических и репертуарных ограничений. Широкая душа – это тоже про легендарного певца. 11 июля исполняется 100 лет со дня его рождения.
Театр Et Cetera подвёл итоги сезона
Театр Et Cetera закрыл 32-й сезон. На торжественном вечере, который состоялся 10 июля, худрук театра Александр Калягин вручил ежегодные премии «Артист года» Григорию Старостину и Наталье Баландиной.