«Аида» — одна для всех

Дата публикации: 17 июня 2020

История гласит, что «Аиду» Верди сочинил в 1870 году по заказу тогдашнего египетского правителя. Стороны подписали контракт на огромную сумму — порядка 200 тысяч долларов в нынешних ценах. За эти деньги покупатель получил право первым поставить оперу в Каире. Хедив не прогадал. Премьера прошла с триумфом и стала отправной точкой в музыкальном путешествии «Аиды» по странам и континентам.
Секрет успеха сочинения прост: выразительные и запоминающиеся мелодии, величественные хоры можно слушать бесконечное количество раз. Булгаковский профессор Преображенский, например, непременно откладывал все дела, когда в Большом театре давали «Аиду». Медик-экспериментатор сильно бы удивился, если бы ему довелось узнать, что от партитуры неприкасаемого шедевра в середине 20 века разом отсекли больше половины нотного текста.
В 1953 году к 140-летию со дня рождения Верди на экраны вышел фильм-опера «Аида» продолжительностью всего полтора часа с «копейками». За это время публика могла вдоволь налюбоваться пленительной красотой главной героини, молодой и ещё неизвестной широкой аудитории Софи Лорен.
Вместо 19-ти летней прелестницы с осиной талией за кадром пела состоявшаяся оперная звезда Рената Тебальди. По такому же принципу подавались и другие персонажи. Радамеса озвучил легендарный тенор Джузеппе Кампора, Амнерис — божественное меццо Эбе Стиньяни.
Неискушённый зритель не чувствовал подвоха и не считал себя обманутым. Обыватель получил возможность рассмотреть на крупных планах актёров с безупречными внешними данными, насладиться красивыми панорамными видами и сквозным развитием сюжета, не разбитым на действия, как обычно бывает на театральной сцене. Послевоенное поколение получило возможность, как бы сейчас сказали, виртуально посетить роскошный дворец фараонов в столице древнего Египта Мемфисе. Люди восторгались пьянящим восточным колоритом ритуальных танцевальных сцен, всем сердцем и душой отдавались бессмертному творению Верди. Режиссёр Клементе Фракасси, не замеченный ранее в постановках серьезных опер, создал кассовый шлягер во славу великого итальянского композитора и как продюсер полностью оправдал социальный заказ.
«Аида» стала щедрым подарком судьбы и для Софи Лорен. Музыка Верди в один миг сделала из старлетки талантливую актрису, обладающую яркими драматическими способностями. Изначально дочь эфиопского царя Амонасро должна была играть к тому моменту уже знаменитая Джина Лоллобриджида. Но итальянка, в юности мечтавшая стать оперной певицей, посчитала зазорным для себя открывать рот под чужой вокал.
Не попавшая на киноплёнку Рената Тебальди отыгралась сполна в тот же год в «полноценной» без купюр «Аиде» с хором и оркестром Римской академии Санта-Чечилия. Радамесом был неподражаемый Марио дель Монако. Амнерис снова пела Эве Стиньяни. Работа вошла в тор-10 лучших аудиоверсий этой оперы.
В этом же списке фонограмма 1955 году «Аиды» с Марией Каллас и оркестром Ла Скала. Пресса несколько лет муссировала слухи о соперничестве Каллас и Тебальди. «Аиду» певицы записали друг за другом, но меломаны остались в выигрыше, получив сразу две великолепных исполнения одной гениальной оперы.
В 60-е годы в Большом театре в партии Аиды блистала Галина Вишневская. Она же чуть позже пела эту роль в Ковент-Гардене.
Мимо оперы Верди не прошел и легендарный Франко Дзеффиррели — свою первую «Аиду» он поставил в 1963 году, в очередной раз продемонстрировав фирменный почерк, — бережное и трепетное отношение к партитуре, каждой ее ноте и нюансу. Мастер постигал «Аиду» в течение нескольких десятилетий, снова и снова возвращаясь к бездонной по глубине музыке итальянского классика.
Как тут не вспомнить об ещё одном пункте контракта Верди с египтянами. Документ предписывал выплачивать композитору отчисления за каждое исполнение «Аиды». Впрочем, банальные математические подсчёты бессмысленны, когда речь идет о бесценном приношении всем нам.

Последние события