Оркестр Филармонии

Дата публикации: 1 мая 2022

В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Еще в начале Великой отечественной войны два крупнейших симфонических коллектива столицы — оркестр филармонии и Госоркестр СССР — были объединены в один коллектив на базе Госоркестра. Филармония больше чем на десять лет осталась без собственного симфонического коллектива. В сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете был создан новый симфонический коллектив. Он получил имя Московского молодежного оркестра. Через два года он вошел в состав филармонии и по сей день работает в ее штате — публика знает его как Академический симфонический оркестр Московской филармонии. Первым художественным руководителем оркестра был Самуил Самосуд — превосходный музыкант и опытный руководитель.
Он родился в Тифлисе в 1884 году. Отец его был военным капельмейстером Гренадерского Сапёрного Его Императорского Высочества Великого Князя Петра Николаевича батальона. В качестве начальника музыкантской команды 64-го пехотного Казанского полка принимал участие в русско-турецкой войне 1877-78 годов. Музыкальные способности сына обнаружились в раннем детстве. В своей автобиографии Самуил Абрамович писал о том, что именно отец был его первым учителем музыки, а сольные выступления начались с шестилетнего возраста. Обучение продолжилось в Тифлисской консерватории, где он занимался по классу духовых и по классу виолончели, а позднее — в Париже у Пабло Казальса, Винсента д’Энди, Эдуара Колонна. После возвращения в Россию Самосуд работает как оперный дирижер: «Фауст», «Лакме», «Опричник», «Дубровский». В 1916 году он дирижировал «Русалкой» с участием Ф. Шаляпина. Самосуд вспоминал: «Обычно проводивший спектакли Шаляпина Галинкин был нездоров, и оркестр настоятельно рекомендовал меня. Ввиду моей молодости Шаляпин отнесся с недоверием к этому предложению, но все же согласился. Этот спектакль сыграл громадную роль в моей жизни, так как в дальнейшем почти всеми спектаклями Шаляпина дирижировал я, и уже по его настоянию».
Творческая биография дирижера делится на два периода — ленинградский и московский. После работы в Мариинском театре он возглавляет Малый оперный театр (Малегот), а в 1936 году становится главным дирижером Большого театра. Он создал здесь поистине классические постановки «Ивана Сусанина» в новой литературной редакции и «Руслана и Людмилы». По-прежнему в орбите внимания дирижера и советская опера — именно в это время он обсуждает возможность постановки в Большом оперы «Война и мир» Прокофьева. Следующий этап творческой жизни Самосуда связан с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. «Невозможно забыть репетиции Самосуда, — вспоминали артисты театра, — как проникновенно умел Самуил Абрамович заглянуть в самую сущность образа, как мудро и тонко проводил он исполнителя через все испытания, через все радости, заложенные в роли!» Одновременно он руководил оперно-симфоническим оркестром Всесоюзного радио, а последние годы стоял во главе оркестра Московской филармонии.
Тесная дружба связывала дирижера с Прокофьевым. Композитор доверил ему премьеры многих своих сочинений, среди них опера «Война и мир», Седьмая симфония, оратория «На страже мира», сюита «Зимний костер». В одной из телеграмм дирижеру Сергей Прокофьев писал: «Вспоминаю с горячей благодарностью вас как блестящего, талантливого и безупречного интерпретатора многих моих работ».
Во время Великой Отечественной войны Самуил Самосуд был первым исполнителем Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в Куйбышеве и в Москве в 1942 году.
6 октября 1953 года состоялся первый концерт нового Симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Самуила Самосуда.
В программе — «Прелюды» Листа, его Первый фортепианный концерт (солист Григорий Гинзбург) и Пятая симфония Прокофьева.
Следующий концерт оркестра филармонии состоялся 14 октября, за дирижерским пультом стоял 22-летний Геннадий Рождественский. Исполнялись Седьмая симфония Прокофьева, увертюра к опере «Сицилийская вечерня» Верди, «Венгерские напевы» Эшпая и «Хоро-стаккато» Динику-Владигерова.
В дальнейшем оркестр Московской филармонии возглавляли выдающиеся дирижеры: Натан Рахлин, Кирилл Кондрашин, Дмитрий Китаенко, Василий Синайский, Марк Эрмлер. С 1998 года им руководит народный артист СССР Юрий Иванович Симонов.

Последние события

Новый сезон в Театре Наций откроет спектакль китайского режиссёра

Театр Наций откроет новый сезон в сентябре премьерой спектакля «Я не убивала своего мужа» по роману Лю Чженьюня, основанном на китайской мифологии. Постановщиком выступает режиссёр из КНР Дин Йетенг.

Продлён приём заявок на конкурс вокалистов имени Глинки

Приём заявок на XXVII Международный конкурс вокалистов имени Глинки продлён до 15 июня. Отборочный тур проходит по видеозаписи, судейская комиссия определит 60 участников. Их имена объявят 15 июля.

Ещё один почётный член Венского филармонического

Кристиан Тилеман стал почётным членом Венского филармонического оркестра. Сообщение появилось спустя всего один день после получения того же статуса маэстро Францем Вельзером-Мёстом.