Друзья пришли из театра возмущённые: солист на оперной сцене пускал петуха, а в зале кричали браво. Это, сказали друзья, была… клоака.
В переносном смысле так говорят о безнравственной, пошлой среде. И с этой точки зрения группе подсадных зрителей-профессионалов в такой клоаке самое место. Но друзья со словом ошиблись: в зале работала клака.
Клака действует по проплаченному сценарию не только в театре или на концерте, но и на любых выступлениях, поддерживая аплодисментами или низводя захлопыванием ораторов. Именем обязана французскому claque ‘удар, хлопок ладонью’. И клак, хлопок, в русском языке сохранился — в том числе благодаря Достоевскому, у него в «Братьях Карамазовых» и либерализму подсадные поаплодировали, и «за шовинизм и мистицизм раздались было два-три клака». А как называется человек, который входит в эту крикливую группу? Знакомьтесь: клакёр, звать его клакером не рекомендуется! Заимствовали слово — заимствовали произношение.
О театральной клаке рассуждали многие. Например, в мемуарах Муслима Магомаева есть такой пассаж: «Клака „заводит“ зал: талант вознесут, посредственность провалят. У этих крикунов есть и свой дирижёр, который управляет аплодисментами — в зависимости от суммы, заплаченной хозяином-солистом».
Как явление клака зародилась в Древнем Риме, это были theatrales operae ‘театральные ассистенты’ или fautore ‘сторонники’. В эпоху Возрождения они завоевали музыкальные театры Италии, а в XVII веке начали зарабатывать аплодисментами по всей Европе. Среди клакёров были простые «ласкальщики», «тонкие знатоки», «плакальщицы», ролей не счесть. А в 1820 году в Париже открылся офис страхования драматических успехов — первая организация клаки. И как ее не старались изжить — например, Густав Малер в бытность директором Венской оперы, — никому это не удалось. Клака жива до сих пор
Артисты в шутку называют клакёров «профессиональными поклонниками».