По направлению к Рихтеру

Радио «Орфей» и Ирина Кленская представляют новую программу: «Хорошо темперированный клавир» Иоганна Себастьяна Баха в судьбе Святослава Рихтера — по воспоминаниям из книги Юрия Борисова Борисова «По направлению к Рихтеру».
В своей книге оперный режиссер и документалист, сын актера Олега Борисова, Юрий Борисов (1956-2007) вспоминает о своем многолетнем общении со Святославом Рихтером, доносит до нас его подлинный голос. Необычная форма этих мемуаров передает необыкновенный внутренний мир величайшего пианиста XX века. Дополняет книгу сценарий фильма Борисова «Сновидения Святослава Рихтера» и репертуар Рихтера, составленный им собственноручно.

Ведущий

  • Ирина Кленская
  • 25 августа 2012

Исповедь Рихтера

«Шубертовский „Странник“ — моя путеводная звезда, — размышлял Рихтер. — Я боготворю эту музыку, и, кажется, не так сильно ее испортил. Для человека на земле — это главная тема. Он здесь странник, ощупью ищет Обетованную Землю. Когда ему светит звезда — он идет, когда он ее теряет — то останавливается…»

  • 24 августа 2012

Сладкие сны и «сладкая жизнь»

«Однажды я видел такой сон, — рассказывал Рихтер, — фокусник пошаманил руками и откуда-то с потолка посыпались конфеты. Я съел одну и через несколько дней… что бы вы думали? представьте — влюбился! Значит, правда — конфеты снятся к любви. Впрочем, со мной это может случиться и так — без всяких конфет…»

  • 23 августа 2012

О заигранной музыке и выборе репертуара

Рецензенты порой критиковали Рихтера за репертуар. Плохо — что не играет «Лунной», Пятого концерта Бетховена, сонат Шопена, «Карнавала» Шумана. Что из фортепьянных циклов «выбирает только то, что нравится». Рихтер негодовал: «Как можно играть то, что не нравится?..»

  • 22 августа 2012

Встречи с Пикассо и дом на Оке

Юрий Борисов: «Я не могу сказать, что поздний Рихтер чем-то уступает раннему Рихтеру. Его концерты были также наполнены, только чем-то другим — какой-то высшей мудростью…»

  • 21 августа 2012

О духах и людях

«Как вы думаете, у духов есть ноготки? — размышлял Рихтер. — Они их стригут? Однажды мне показалось, что у них ноготки женские или как у тех, кто собирает марки. А чьи это ноготки, которые только касаются и не оставляют царапин? Это — дýхи...»

  • 20 августа 2012

«И это снилось мне, и это снится мне…»

«Вы что-нибудь понимаете в снах? — спрашивал Рихтер. — В какой-то момент я их начал запоминать. Представляете, даже открыл Фрейда. Один сон у него мне понравился. Девушка шла через зал и разбила голову о люстру. Люстра низко висела. Толкование такое: у нее скоро выпадут волосы. Я сразу закрыл Фрейда и понял, что все толкования — это только толкования…»

  • 19 августа 2012

Волшебная лампа Рихтера

Юрий Борисов: «Рихтер всегда очень хорошо видел — у него было широкое поле зрения — и мог узнавать, кто сидел в зрительном зале. Это ему часто мешало. Тогда он изобрел лампу, которую повсюду возил с собой. Прежде всего, эта лампа помогала ему читать ноты. Но самое главное — создавала необходимую изоляцию…»

  • 18 августа 2012

Мир глазами Рихтера

Рихтера часто спрашивали, устает ли он от гастролей. «Нет, — отвечал он — потому что гастроли — это всегда какой-то особенный новый взгляд на мир. А раз ты по-новому смотришь, то немного меняешься и сам. Идти — это всегда повод увидеть мир и открыть его…»

  • 17 августа 2012

Прощание с «вождем народов»

Рихтер часто расстраивался из-за газетчиков. «Обо мне часто пишут такие небылицы, такую чушь — зачем?! — недоумевал он. — Кто это все выдумывает?.. И, кажется, что они знают такие подробности, что просто замираешь в изумлении и ужасе…»