Девушка без адреса
Выпуск 67
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Каждый фильм несёт отпечаток своего времени. «Девушка без адреса» отражает мирную жизнь 1950-х, когда война осталась позади, а впереди — созидание. На этом фоне разворачивается лирическая история случайной встречи двух молодых людей — простая, понятная, по-своему трогательная.
Музыкальные решения здесь соответствуют эпохе: героика войны уступила место камерной лирике. Оркестр сменила гитара — самый искренний инструмент послевоенных лет. Ранняя советская песня под гитару продолжала традиции русско-цыганского романса XIX века с его эмоциональной выразительностью. В партитуре появились баян и аккордеон, добавившие музыке народной искренности. По сути, весь саундтрек — серия песен, характеризующих героев и придающих истории доверительный лиризм.

Новый жанр советской лирической песни вобрал лучшие черты прошлого: нетривиальную мелодику, ясную гармонию, асимметричные куплеты. Позже песня упростится, превратившись в навязчивый мотив, который зритель уносит из кинотеатра.
По жанру картина близка к мюзиклу, как и другие ленты того периода: «Девушка с гитарой», «Весна на Заречной улице». Их можно назвать «musical light» — упрощённой версией мюзикла. Обращение к песне как универсальному средству надолго определило эстетику нашего кино, постепенно вытесняя большой оркестровый звук.
Эльдар Рязанов. «Девушка без адреса». 1958 год. Композитор Анатолий Лепин