Убийство в Восточном экспрессе
Выпуск 64
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Ричард Родни Беннет — блестящий английский композитор, свободно владевший разными стилями от додекафонии до джаза. Образованный музыкант, он сохранял верность традиционным ценностям: богатому оркестровому звучанию с элементами биг-бэнда, яркому мелодизму, роскошной гармонии — всему, что ассоциируется со старым добрым Голливудом.
Его музыка к фильму «Убийство в Восточном экспрессе» получила номинацию на «Оскар» в 1974 году — время, когда такая номинация значила неизмеримо больше, чем сегодня. С первых звуков поражает мастерство и красота этой работы.

Какое же наслаждение доставляет её звучание! Многие детали ускользают от обычного зрителя, но о них стоит сказать. Оркестр демонстрирует поразительную пластичность — музыканты не имитируют, а действительно живут в любой стилистике. Когда звучит рояль, мы слышим подлинную виртуозность, раскрывающую всю выразительность инструмента. Говоря об этом, не могу избежать ностальгии по утраченной музыкальной эстетике.
Сегодняшний «прогресс» принёс упрощение и дробление. Мы ищем новые выразительные средства, но понимаем: как важна музыка в передаче общечеловеческих ценностей. Здесь она действует тонко — не оценивая героев напрямую, а поддерживая высокий жизненный тонус.
Интересный эффект: мрачная история убийства не погружает в пучину ужаса, а держит в поле интриги и яркого приключения. Классическая структура — увертюра с двумя контрастными темами — очерчивает границы от самого тёмного до светлого.
Сидни Люмет. «Убийство в „Восточном экспрессе“». 1974 год. Композитор Ричард Родни Беннетт