Дети капитана Гранта

Выпуск 54
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Никто не занимал и не занимает большего места в советском и российском кинематографе, чем Исаак Осипович Дунаевский. По существу, он — основоположник и родоначальник того самого советского стиля в киномузыке.
Каковы же черты этого стиля? Это невероятно красочная, образная музыка, опирающаяся на яркий мелодический тематизм. Основой ему послужила песня — новая массовая советская песня. И никто так лихо, как Исаак Осипович, не обращался с песенным материалом, превращая его в настоящую симфонию, создавая фактически новый жанр симфонической киномузыки. Важно и то, что она опиралась на традиции — традиции русского симфонизма XIX века.
Дети капитана Гранта
Тип оркестровки, тип кульминации, драматургия, сопоставление эпизодов прямо отсылают нас к Петру Ильичу Чайковскому и лучшим музыкальным образцам. К слову, если пристальнее всмотримся в массовые песни первой половины XX века, увидим: большинство из них — яркие примеры жанров академической музыки. Вот, скажем, известная песня Новикова «Эх, дороги» — не что иное, как пассакалия, только в более демократичном виде. То же происходит и в киносимфонизме того периода: по сути, та же симфония, но в более доступном выражении, с опорой на песенность.
Поражает композиторское мастерство Исаака Осиповича! Весь разработочный материал строго опирается на основные темы, видоизменяя их, создавая новые версии звучания, привнося новые краски и настроения. Откровенно говоря, сегодня уже мало кто так умеет.
Мы часто говорим о развитии музыки, о прогрессе. Но, слушая киномузыку того времени, понимаем: никакого прогресса на самом деле нет. Есть вечный, нескончаемый поиск нового во всех направлениях. Очень хотелось бы, чтобы современная музыка несла такой же свет, такое же желание жить и любить, как в «Детях капитана Гранта» — пусть даже немного наивной с нашей сегодняшней точки зрения.
Владимир Вайншток. Фильм «Дети капитана Гранта». 1936 год. Композитор Исаак Дунаевский

Последние выпуски программы

Девушка без адреса

«Девушка без адреса» отражает мирную жизнь 1950-х, когда война осталась позади, а впереди — созидание.

Римские каникулы

Автор музыки к «Римским каникулам», родившийся в 1899 году, самый молодой участник «Французской шестёрки», работавший с Дягилевым, — настоящий мастер.

Бег

Вальс — часть нашей ментальности.

Поиск по сайту