Метель

Выпуск 63
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Свиридовская «Метель» — из тех фильмов, которые чаще вспоминают благодаря музыке. Большинство людей, и молодых, и старших, знают музыку Георгия Васильевича Свиридова лучше, чем саму картину Владимира Басова. В этом нет ничего удивительного — музыка давно стала частью жизни нескольких поколений, во многом благодаря частому исполнению Большим симфоническим оркестром имени Чайковского.
Сам композитор называл это произведение «иллюстрациями» к пушкинской повести. Не саундтреком, а именно музыкальными иллюстрациями — циклом оркестровых пьес в разных жанрах: от военного марша до жестокого романса. Каждый номер рисует часть общей картины русской жизни XIX века. Здесь невольно вспоминаются «Картинки с выставки» Мусоргского с их потрясающей образностью. У больших мастеров всегда видна творческая родословная, и отголоски Мусоргского явственно слышны в музыке Свиридова, глубоко почитавшего своего великого предшественника.
Метель
При этом все музыкальные номера обладают законченной концертной формой. С современных позиций они, казалось бы, не соответствуют требованиям киномузыки, которая должна подчиняться драматургии фильма. Можно представить, как сегодняшние режиссёры и продюсеры сказали бы: «Ну, симфонию написал — всё внимание на себя перетянул».
Но «Метель» — повесть, а не роман, с линейным развитием сюжета. Это позволило музыке существовать самостоятельно, не вплетаясь в повествование, а именно иллюстрируя его, как и задумывал автор. Художественный результат превзошёл все ожидания: музыка зажила собственной жизнью, сохранив от первоначального замысла лишь название.
Сегодня возникает вопрос: хорошо это или плохо? Ответы продюсеров будут разными. Размышляя о современной киноиндустрии, нельзя избежать простых вопросов: мы стремимся к художественному результату или коммерческому? Ответ, мне кажется, очевиден.
Владимир Басов. Фильм «Метель». 1964 год. Композитор Георгий Свиридов

Последние выпуски программы

Девушка без адреса

«Девушка без адреса» отражает мирную жизнь 1950-х, когда война осталась позади, а впереди — созидание.

Римские каникулы

Автор музыки к «Римским каникулам», родившийся в 1899 году, самый молодой участник «Французской шестёрки», работавший с Дягилевым, — настоящий мастер.

Бег

Вальс — часть нашей ментальности.

Поиск по сайту