Женитьба Бальзаминова
Выпуск 62
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Каким ярким и самобытным было наше кино в послевоенные годы! Роскошные актёрские работы, особый дух и невероятное тепло, ощутимое с первых кадров.
Музыка в этих картинах, как сейчас говорят, «делает всё кино». Благодаря жанровой красочности и мелодичности, главная тема из увертюры становится темой всего фильма — она воплощает сюжет, историю, все события. Этот метод стал классикой, образцом единства музыки и изображения.
Вспомним «Берегись автомобиля» Рязанова с объединяющим вальсом Андрея Петрова, «Иронию судьбы» с ироничным вальсом Таривердиева. Во французском кино — «Шербургские зонтики», «Игрушка», где музыка тоже стала сюжетной основой.

Особого внимания заслуживает Борис Андреевич Чайковский — серьёзный академический композитор, ученик Шебалина, Мясковского, Шостаковича. Его музыка к «Женитьбе Бальзаминова» показывает редкую универсальность: он естественен в любом жанре, будь то народные мотивы или симфоническая партитура.
Его простота — не примитивность. Слушаешь музыку, и кажется, будто она существовала всегда: с народными инструментами (балалайки, рожки) в гармонии с симфоническим оркестром.
Сегодня музыкальная жизнь стала узкоспециализированной: академисты пишут симфонии, песенники — песни, кинокомпозиторы — саундтреки. Но история знает иные времена, когда мастера свободно работали во всех жанрах. Увы, время меняет многое.
Константин Воинов. Фильм «Женитьба Бальзаминова». 1964 год. Композитор Борис Чайковский