Властелин колец

Выпуск 41
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Среди голливудских композиторов имя Говарда Шора занимает особое место. Его фильмография поражает жанровым разнообразием, и он по праву считается одним из немногих мастеров, сохранивших верность чистой оркестровой выразительности во всей её полноте.
Музыка к «Властелину Колец» — вершина его симфонического творчества для кино. Мне часто кажется, что должен существовать особый жанр — нечто среднее между симфонической киномузыкой и «чистой» симфонической музыкой. Именно в этом гипотетическом жанре могла бы существовать музыка Шора, которую сам автор впоследствии оформил в симфонию.
Властелин колец
Но вот что удивительно: при всей монументальности звучания, эта музыка устроена довольно просто — даже, пожалуй, примитивно для русского слуха. В контексте фильма она работает скорее внешним эффектом, чем глубиной содержания.
И если мы говорим о музыке, которую можно извлечь из фильма и слушать отдельно, то «Властелин Колец» — явно не тот случай. Даже будучи оформленной в симфонию, она не производит впечатления самостоятельного произведения. Это скорее набор выразительных средств и оркестровых фактур, не связанных единой мыслью или темой — своеобразные «симфонические штампы».
И это не критика. Просто констатация: есть музыка, живущая вне кино, а есть музыка, которой жизненно необходима поддержка изображения. Без визуального ряда она остаётся всего лишь эффектным звуковым фоном.
Питер Джексон. Трилогия «Властелин колец». Композитор Говард Шор

Последние выпуски программы

Девушка без адреса

«Девушка без адреса» отражает мирную жизнь 1950-х, когда война осталась позади, а впереди — созидание.

Римские каникулы

Автор музыки к «Римским каникулам», родившийся в 1899 году, самый молодой участник «Французской шестёрки», работавший с Дягилевым, — настоящий мастер.

Бег

Вальс — часть нашей ментальности.

Поиск по сайту