Властелин колец
Выпуск 41
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Среди голливудских композиторов имя Говарда Шора занимает особое место. Его фильмография поражает жанровым разнообразием, и он по праву считается одним из немногих мастеров, сохранивших верность чистой оркестровой выразительности во всей её полноте.
Музыка к «Властелину Колец» — вершина его симфонического творчества для кино. Мне часто кажется, что должен существовать особый жанр — нечто среднее между симфонической киномузыкой и «чистой» симфонической музыкой. Именно в этом гипотетическом жанре могла бы существовать музыка Шора, которую сам автор впоследствии оформил в симфонию.

Но вот что удивительно: при всей монументальности звучания, эта музыка устроена довольно просто — даже, пожалуй, примитивно для русского слуха. В контексте фильма она работает скорее внешним эффектом, чем глубиной содержания.
И если мы говорим о музыке, которую можно извлечь из фильма и слушать отдельно, то «Властелин Колец» — явно не тот случай. Даже будучи оформленной в симфонию, она не производит впечатления самостоятельного произведения. Это скорее набор выразительных средств и оркестровых фактур, не связанных единой мыслью или темой — своеобразные «симфонические штампы».
И это не критика. Просто констатация: есть музыка, живущая вне кино, а есть музыка, которой жизненно необходима поддержка изображения. Без визуального ряда она остаётся всего лишь эффектным звуковым фоном.
Питер Джексон. Трилогия «Властелин колец». Композитор Говард Шор