Клеопатра

Выпуск 61
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Думаю, это выдающаяся композиторская работа для большого американского кино на исторические сюжеты. С моей точки зрения, это формирование именно американского музыкального киностиля после господства австрийско-европейского, пришедшего в Голливуд с композиторами-эмигрантами в 30-е годы, приехавшими в Америку.
Этому новому американскому стилю свойственно укрупнение оркестра, особенно медной группы. Этот стиль в большей степени учитывал существующую моду на бродвейские мюзиклы. Сам тематический материал в большей степени пропитан песенно-эстрадной мелодикой, чем фундаментально-симфоническими образцами. С одной стороны. А с другой стороны, обилие массовых сцен ритуального характера в этой картине потребовало совершенно иных музыкальных решений с опорой на большое количество ударных, меди и общего тембра духовых инструментов, как преобладающих в звучании. По моим личным ощущениям, этот новый американский киностиль был бы немыслим без Стравинского и местами Мусоргского.
Клеопатра
Когда фильм вышел в широкий прокат, для меня, как и для большого круга зрителей, этот стиль стал собой олицетворять образы Древнего Рима и Египта. Хотя, конечно же, исторической правды в этом мало. Но это красноречивый пример того, как музыка формирует яркое представление о несуществующем, и надолго оставляет его как точку отсчета в последующих обращениях к этой тематике.
Вспомним хотя бы картину «Гладиатор», в которой «историческая» музыка существует в той же звуковой парадигме, может, и немного ярче. Мы понимаем, что звуковой фон кино в любые времена есть прежде всего сумма наших представлений о том, как оно, это время, должно звучать. А с другой стороны, эти самые наши, как нам кажется, интуитивные представления формируют тот самый звуковой фон кино.
Это как мысль и слово. Мысль провоцирует подбор новых слов, а новые слова подталкивают мысль. Этот процесс взаимен. Кино ставит музыке новые задачи, а новая музыка провоцирует режиссерскую мысль на создание новых ярких образов.
Джозеф Л. Манкевич. Фильм «Клеопатра». 1963 год. Композитор Алекс Норт

Последние выпуски программы

Девушка без адреса

«Девушка без адреса» отражает мирную жизнь 1950-х, когда война осталась позади, а впереди — созидание.

Римские каникулы

Автор музыки к «Римским каникулам», родившийся в 1899 году, самый молодой участник «Французской шестёрки», работавший с Дягилевым, — настоящий мастер.

Бег

Вальс — часть нашей ментальности.

Поиск по сайту