Адвокат дьявола
Выпуск 55
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Среди огромного числа композиторов Голливуда имя Джеймса Ньютона Ховарда выделяется особо. Это один из наиболее близких мне авторов. Его композиторский универсализм — это особая тема. Как назвал его один из американских критиков Эрик Хайне — «музыкальный хамелеон». В самом лучшем смысле этого слова — человек, умеющий превращаться в любые противоположности себя самого. Это редкий композиторский дар, позволяющий гармонично и естественно автору чувствовать себя в любой жанровой среде. Я думаю, что, скорее всего, жанр — это один из самых главных показателей компетентности композитора в кино.
Появление в музыке огромного количества жанров и стилей сделало невозможным в новое время использование одного композитора как универсального создателя всей музыки. Кассовый кинематограф предъявил свои требования. Он дал запрос на наличие в кино самой разной музыки — начиная от симфонической и заканчивая рок-музыкой, этникой. И понятно, что композитору невозможно по своей природе быть настолько разносторонним и универсальным, чтобы в равной степени владеть всеми жанрами, имеющими место в кино.

Джеймс Ньютон Ховард — один из очень немногих композиторов, которые естественны и гармоничны во всей своей многожанровости. Он также один из немногих, кто имеет своё творческое лицо, свой тематизм, характерное звучание, почерк, что довольно редкое явление в американском кинематографе.
Как правило, композиторы академических жанров никогда не пишут для кино рок-музыку, песни, например, или этнику. Для этого приглашают других людей, которые естественным образом живут в своей среде, живут в своих жанрах. И так называемая полистилистика — это плод коллективной работы в кино
Есть люди, отвечающие за создание оригинальной закадровой музыки, есть аранжировщики, есть оркестровщики, есть специалисты, отвечающие за электронную музыкальную составляющую — и современный композитор в голливудском кино в известной степени образ собирательный в прямом смысле, что приводит к стиранию индивидуального авторского почерка и особенностей музыкального языка. Но не в случае с Ховардом.
Одна из самых характерных черт его творческого процесса — это гармоничное сочетание средств академической музыки и рока, которые как бы равнозначны и звучат, с моей точки зрения, превосходно в своём сочетании. И вторая черта — это невероятная образность, драматургичность его музыки, которая универсально работает как часы с изображением. И картина «Адвокат дьявола» 1997-го года и сегодня звучит очень современно, без оговорок на время создания.
Тейлор Хэкфорд. Фильм «Адвокат дьявола». 1997 год. Композитор Джеймс Ньютон Ховард