Небесный тихоход
Выпуск 52
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В истории нашей культуры есть удивительный феномен — советская песня. Её невозможно ограничить рамками какого-либо жанра или даже кинематографа. Она стала частью повседневной жизни, частью сознания и мироощущения людей огромной страны.
С советской песней неразрывно связаны военные и трудовые подвиги, победа в Великой Отечественной войне — период её наивысшего расцвета. Кинематограф сыграл ключевую роль в становлении этого жанра. На смену революционной массовой песне пришли гражданские и лирические песни, которые наполнили жизнь миллионов людей и закономерно пришли в кино. Так появились композиторы-песенники.
В послевоенном кино песня стала главной музыкальной составляющей — не просто элементом, а основной идеей и смыслом. Это потребовало более демократичных инструментальных составов: гитар, балалаек, баянов — всего, что помогало раскрыть содержание песни.

Песня в фильме становилась самой запоминающейся частью, вокруг которой выстраивалась вся остальная музыка, сохраняя тематическое единство.
Все композиторы-песенники того времени были блестяще образованными музыкантами, в совершенстве владевшими композиторским мастерством. Сегодня может удивить, что они работали самостоятельно, без оркестровщиков и аранжировщиков, без которых не мыслится современная профессия.
Песни из этого фильма давно вышли за рамки кинематографа и обрели самостоятельную жизнь. В послевоенные годы наше кино обрело своё песенное лицо на долгие десятилетия. Даже когда время потребовало новых сюжетов и смыслов, песня оставалась неотъемлемой частью кино.
Советское кино действительно немыслимо без песни — и в этом великая заслуга наших композиторов, среди которых светлое имя Василия Павловича Соловьёва-Седого.
Семён Тимошенко. Фильм «Небесный тихоход». Композитор Василий Соловьёв-Седой