Старик Хоттабыч

Выпуск 40
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 60-е и 70-е годы советский кинематограф был богат композиторами, которые в совершенстве владели главным музыкальным инструментом того времени — симфоническим оркестром. Путь любого композитора в кино тогда лежал через тернии серьёзного профессионального образования. Это позволяло авторам использовать весь арсенал композиторского мастерства. И музыка из «Старика Хоттабыча» — яркий пример такого мастерства. Здесь мы слышим настоящее пиршество оркестровой выразительности: восточный колорит, лейтмотивную систему. В гармонической структуре чувствуются модные тогда влияния Дебюсси, Равеля и Римского-Корсакова, хотя общий характер музыки сохраняет восточную стилистику.
Старик Хоттабыч
Хочу сказать несколько слов о жанровости этой картины. Жанровость — понятие очень точное и тонкое. То, как композитор работает с жанрами, — настоящий показатель его профессионализма. Вот, например, можно сочинить вальс. И уже по первым двум тактам любой слушатель, даже без музыкального образования, сразу поймёт: это вальс, и под него хочется танцевать. А если академический композитор напишет «философский» вальс, слушатель может распознать вальсовый ритм, но танцевать под такую музыку не потянется. В «Старике Хоттабыче» же композитор демонстрирует блестящее владение жанрами — и это вызывает искренние аплодисменты.
Интересно представить: если бы мы взяли эту музыку сегодня, записали её современным оркестром с использованием всех нынешних технологий — но ровно ноту в ноту, как в оригинальной партитуре, — она зазвучала бы по-новому. При этом ни в чём не уступала бы тем образцовым примерам, которые мы сегодня считаем эталонными.
Геннадий Казанский. Фильм «Старик Хоттабыч». 1956 год. Композитор Надежда Симонян

Последние выпуски программы

Девушка без адреса

«Девушка без адреса» отражает мирную жизнь 1950-х, когда война осталась позади, а впереди — созидание.

Римские каникулы

Автор музыки к «Римским каникулам», родившийся в 1899 году, самый молодой участник «Французской шестёрки», работавший с Дягилевым, — настоящий мастер.

Бег

Вальс — часть нашей ментальности.

Поиск по сайту