Старик Хоттабыч
Выпуск 40
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 60-е и 70-е годы советский кинематограф был богат композиторами, которые в совершенстве владели главным музыкальным инструментом того времени — симфоническим оркестром. Путь любого композитора в кино тогда лежал через тернии серьёзного профессионального образования. Это позволяло авторам использовать весь арсенал композиторского мастерства. И музыка из «Старика Хоттабыча» — яркий пример такого мастерства. Здесь мы слышим настоящее пиршество оркестровой выразительности: восточный колорит, лейтмотивную систему. В гармонической структуре чувствуются модные тогда влияния Дебюсси, Равеля и Римского-Корсакова, хотя общий характер музыки сохраняет восточную стилистику.

Хочу сказать несколько слов о жанровости этой картины. Жанровость — понятие очень точное и тонкое. То, как композитор работает с жанрами, — настоящий показатель его профессионализма. Вот, например, можно сочинить вальс. И уже по первым двум тактам любой слушатель, даже без музыкального образования, сразу поймёт: это вальс, и под него хочется танцевать. А если академический композитор напишет «философский» вальс, слушатель может распознать вальсовый ритм, но танцевать под такую музыку не потянется. В «Старике Хоттабыче» же композитор демонстрирует блестящее владение жанрами — и это вызывает искренние аплодисменты.
Интересно представить: если бы мы взяли эту музыку сегодня, записали её современным оркестром с использованием всех нынешних технологий — но ровно ноту в ноту, как в оригинальной партитуре, — она зазвучала бы по-новому. При этом ни в чём не уступала бы тем образцовым примерам, которые мы сегодня считаем эталонными.
Геннадий Казанский. Фильм «Старик Хоттабыч». 1956 год. Композитор Надежда Симонян