Кин-дза-дза
Выпуск 38
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Музыка этого фильма стоит того, чтобы о ней поговорить. Здесь я произнесу фразу «музыкальное решение». Иногда оно оказывается ценнее самой музыки, которой в картине, по сути, может и не быть. Но зрители тут же восклицают: «Как это нет? Там же незабываемая, потрясающая музыка!» И с этим трудно спорить. Это сильнодействующее средство окрашивает фильм в свой цвет и, если хотите, запах. Всего одна пародийная музыкальная фраза — в исполнении низких духовых и контрабасов — балансирует между блатными песнями, маршами из иронических картин Феллини и советской гражданской лирикой. Конечная интонация этой фразы напоминает песни Арно Бабаджаняна в исполнении Муслима Магомаева.

Есть несколько аранжировок этой мелодии, каждая в своей эмоциональной тональности. Но вместе они создают неповторимую эстетику фильма, отражая, кажется, все возможные и невозможные оттенки сюжета.
И снова мы задаёмся вопросом: каковы критерии хорошей или плохой музыки в кино? Ясно, что дело не в её качестве. Опыт успешных картин последнего десятилетия показывает, что и не в количестве. Ответа на этот вопрос нет даже среди композиторов. И, наверное, в этом прелесть: кино в любую полночь может превратить композитора-«Золушку» в композитора-«Принцессу». В этом великая сила кинематографа.
Георгий Данелия. Фильм «Кин-дза-дза». 1986 год. Композитор Гия Канчели