Что такое хорошая музыка в кино?

3 марта 2025
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Это вопрос сложный. В нём есть несколько уровней.
Хорошая музыка может быть хороша с точки зрения самой музыки: как она сделана профессионально, как она написана, как она оркестрована, как она звучит. А с точки зрения режиссёра хорошая музыка — это та музыка, которая соответствует изображению и драматургически помогает картине. И хорошая музыка не всегда может быть хорошей в смысле кино.
У кинематографистов есть такое выражение: «В плохом фильме не может быть хорошей музыки». И я с этим согласен, потому что в любом случае задача композитора — работать на чужую творческую идею. И в это я не вкладываю никакого негативного смысла. Это часть профессии — умение работать на творческую идею другого человека, в данном случае режиссёра.
Что такое хорошая музыка в кино?
Если режиссёр достаточно понятно и доходчиво объясняет свою задачу, то композитор должен её уловить. Если он не уловил её в первый раз, он пытается сделать второй вариант. Но, как правило, второй вариант у композитора получается с меньшим вдохновением, потому что первое композиторское ощущение более животворящее, оно даёт более действенный результат. А второе — это уже попытка осознать то, чего хочет режиссёр. И поэтому во второй раз не всегда получается так ярко, как в первый. Но если после второго раза музыка почему-то не нравится режиссёру или не подходит по объективным общечеловеческим, общедраматургическим причинам, то тогда есть вероятность, что либо режиссёр неправильно ставит задачу, либо композитор неправильно её исполняет.
Но это вопросы взаимодействия режиссёра и композитора, и они всегда решаются. В крайнем случае есть референс, и режиссёр всегда может показать, что он имел в виду, на примере какой-то музыки.

Последние выпуски программы

Аллюзии в творчестве композитора

Аллюзия — вещь интуитивная. Я не думаю, что какие-то композиторы специально прибегают к тому, чтобы использовать аллюзию как форму, принцип работы.

Эталонные образцы киномузыки

Эталонные образцы киномузыки. Это вопрос очень сложный. Просто архисложный.

Самый любимый фильм из композиторского опыта

В 2007 году я писал музыку к картине «Ленинград» Александра Буравского. Это история американской корреспондентки, которая приехала в блокадный Ленинград написать репортаж.