Киномузыка — не только деньги, но и творчество
3 февраля 2025
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Многие большие композиторы всегда говорили, что в кино они работают только для того, чтобы заработать денег, или по каким-то другим причинам, не связанным с творческим процессом. И в данном случае я с кем-то из них соглашусь, а с кем-то не соглашусь.
Вот Шостакович — да, соглашусь. Он и писал, и говорил не раз, что формально к этому делу относится.
А Шнитке я бы выделил. Он один из немногих людей, которые в советском кинематографе абсолютно честно с художнической точки зрения, очень вдумчиво и погружённо занимались своим высокопрофессиональным делом. И на самом-то деле я считаю, что Шнитке на сорок лет раньше сделал в советском кинематографе то, что потом сделал в голливудской музыке Циммер. Именно он стал стилистическим саунд-дизайнером: в каком-то определённом фильме он находил нужную стилистику, и это являлось тем самым ключом к музыкальному решению картины. Шнитке очень много об этом писал и говорил, поэтому я считаю, что он абсолютно искренне занимался киномузыкой.
А что касается позиции наших учителей в отношении работы композиторов в кино, то я сам неоднократно сталкивался с тем, что мои же учителя мне говорили: «Ну что, так и барахтаешься в кинематографе?» Ну, всякое бывало. Но я думаю, что всё-таки кино — это огромная возможность и огромный повод воплощать свои творческие идеи.