«Великолепная пятерка». Выпуск семнадцатый

  • 21 марта 2020
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.

Друг Моцарта и Гайдна; украинец, переехавший в Вену; дорогу молодым; трансцендентный… Ляпунов; «Мимолетности» для оркестра — новые записи на радио «Орфей».

1. Иоганн Баптист Ванхаль. Симфония соль минор, Bryan GI, Кремсмюнстерская редакция, IV. Finale. Allegro. Камерный оркестр Мантуи / Orchestra da camera di Mantova. Дирижёр Алессандро Мария Карнелли / Alessandro Maria Carnelli. Da Vinci Classics.
О диске «Симфония и ее последствия», который записал Камерный оркестр Мантуи под управлением Алессандро Марии Карнелли, мы рассказывали в одной из предыдущих программ. Тогда речь шла о 39-й симфонии Гайдна, которая положила начало этому альбому. Сочинение венского классика и стало отправной точкой в исследованиях маэстро Карнелли.
Алессандро Мария Карнелли: «Я понял, что эта симфония, которую ещё несколько лет назад я не знал, послужила в Вене началом моды на симфонии, написанные в миноре, которые часто определяли словами «Буря и натиск», соотнося с литературой того времени. Эта симфония Гайдна стала отправной точкой особого направления. Приёмы, которые использовал в сочинении Гайдн, перенял Иоганн Баптист Ванхаль — чешский композитор, живший в Вене. Когда же в столицу Австрии приехал Моцарт и познакомился с музыкой Ванхаля, то решил написать симфонию № 25.
Идея этого диска — исследовать историю написания симфоний в миноре в стиле «Буря и натиск», начало которой Симфонией № 39 положил Гайдн, оказав влияние на Ванхаля, сочинившего симфонию в соль миноре, и Моцарта, решившего создать Симфонию № 25. Она появилась не из ничего, а стала плодом желания Моцарта исследовать стиль, который в то время благодаря Ванхалю стал популярным».
Чешский композитор Иоганн Баптист Ванхаль большую часть жизни провел в Вене. Он был знаком с Гайдном и Моцартом и даже играл на виолончели вместе с ними в одном квартете. Гайдн дирижировал одной из его симфоний, а Моцарт играл его концерт. Ванхаль был очень плодовитым автором и написал около 1300 произведений, среди которых 73 симфонии. Ванхаль стал одним из первых композиторов, кто смог полностью обеспечить свою жизнь сочинительством.
2. Карл Фрюлинг. Трио для кларнета, виолончели и фотепиано, op. 40. IV. Allegro vivace. Трио «Кларинорд» / Trio Clarinord. LAWO.
Задержимся ещё ненадолго в Вене. Ведь именно здесь творил следующий герой нашей программы, композитор Карл Фрюлинг. Финал его Трио для кларнета, виолончели и фортепиано прозвучит в исполнении норвежского ансамбля «Кларинорд». Коллектив появился в 2012 году. Все музыканты — выпускники Норвежской академии музыки. «Кларинорд» часто выступает на родине и за границей, а современные композиторы посвящают музыкантам новые опусы.
Карл Фрюлинг родился в 1868 году во Львове. Когда Карлу исполнился 21 год, он переехал в Вену. Там учился игре на фортепиано и теории музыки, а потом и сам преподавал. Выступал в ансамбле с выдающимся испанским скрипачом Пабло Сарасате. Композитор писал в разных жанрах, включая духовную музыку, оркестровые камерные сочинения. Сейчас большая часть его творческого наследия утеряна. Фрюлинг умер в бедности в 1937 году.
3. Даг Ивар Вирен. Серенада для струнного оркестра, Op. 11. I. Прелюдия. Струнный оркестр «LGT Young Soloists», художественный руководитель Александр Гильман / Alexander Gilman. Sony Music / RCA Red Seal.
Немецкий скрипач Александр Гильман однажды решил дать дорогу молодым и затеял весьма амбициозный проект. Он собрал музыкантов из 18 стран, среди которых Австралия, Колумбия, Америка и Канада. Самым младшим участникам 13 лет. Идея простая: развивать молодежь музыкально, объединив их в один коллектив, который будет давать концерты, выступать на фестивалях и записывать диски. Отбор жесткий, а график плотный. За год у струнного оркестра LGT Young Soloist около 40 концертов — не каждый взрослый такое выдержит. В дискографии коллектива уже несколько альбомов. Один из них Nordic Dream — Скандинавская мечта — в нашей программе представляет художественный руководитель оркестра LGT Young Soloist Александр Гильман.
Александр Гильман: «Идея Nordic Dream — представить наших солистов, дать им возможность записать сольные произведения. Но на этом альбоме мы собрали менее популярные произведения не очень известных в Европе, Америке и России композиторов, хотя в Скандинавии их знают хорошо. Мы хотели эту изумительную музыку, эти чудесные мелодии записать с нашим интернациональным оркестром и представить на концертах по всему миру. Мы записали специально написанное для нашего коллектива сочинение для струнного оркестра, солирующих контрабаса и арфы, потому что у нас даже контрабасисты регулярно выступают как солисты. Мы и сейчас регулярно выступаем с программой, записанной на диске Nordic Dream. Некоторые произведения, например, оркестровую сюиту Дага Вирена, я раньше никогда не слышал. А это изумительное произведение. Очень красивая музыка. Я очень рад, что и вам этот диск очень понравился».
Даг Ивар Вирен — яркий представитель шведского классицизма. С детства играл на фортепиано, челесте и бас-барабане. Начал сочинять с подросткового возраста. Для его творчества характерны четкость, лаконичность и использование скандинавского фольклора.
4. Сергей Ляпунов. Трансцендентный этюд, соч. 11. XI. «Хоровод сильфид» Константин Щербаков. Steinway & Sons.
Когда речь идет о Трансцендентных этюдах, первый композитор, которого мы вспоминаем, конечно же, Ференц Лист. Впрочем, в виртуозно-романтическом направлении смотрел и наш соотечественник Сергей Ляпунов, тоже сочинивший 12 Трансцендентных этюдов как продолжение опуса Листа. Альбом с двумя циклами Трансцендентных этюдов записал на лейбле Steinway пианист Константин Щербаков. В его исполнении сегодня мы послушаем «Хоровод сильфид» из цикла Сергея Ляпунова.
Константин Щербаков: «Сложными для меня, как ни странно, оказались моменты, связанные с необычной формой некоторых этюдов, впрочем, всегда идеально выверенной композитором. Такие пьесы, как правило, нелегко укладываются в сознание, а потому и в руки. Простым же в исполнении этюдов бесспорным является тот факт, что это русская музыка. Поэтому вся стилистика для меня как русского музыканта становится чем-то само собой разумеющимся. И от того всё играется как нечто тебе органически присущее, не вызывающее сомнения или сопротивления».
Начать занятия музыкой Сергею Ляпунову помогло Русское музыкальное общество, филиал которого открылся в Нижнем Новгороде в 1874 году. Юноша делал такие успехи, что Николай Рубинштейн посоветовал ему поступить в Московскую консерваторию. Так и произошло. Ляпунов учился на двух отделениях — фортепиано и композиции. Сочинять музыку его учил сам Сергей Танеев. Закончив вуз и подружившись с Милием Балакиревым, Ляпунов отправился в Петербург, где преподавал в консерватории и помогал управлять Придворной певческой капеллой. Через пять лет после Октябрьской революции Сергей Ляпунов переехал в Париж, где прожил до конца жизни.
5. Сергей Прокофьев. «Мимолетности», 5 пьес из соч. 22. Инструментовка Рудольфа Баршая: V. Molto giocoso, VI. Con eleganza, VIII. Comodo, IX. Allegretto tranquillo, X. Ridicolosamente. Московский камерный оркестр, Дирижер Рудольф Баршай, запись 1962 года. «Мелодия».
Одним из самых известных альтистов 20 века был Рудольф Баршай. Прошлой осенью исполнилось 95 лет со дня рождения музыканта. По этому случаю фирма «Мелодия» выпустила бокс-сет с записями исполнителя. На одном из дисков звучат «Мимолетности» Сергея Прокофьева в переложении для камерного оркестра. Инструментовку делал сам Рудольф Борисович. Он же дирижировал Московским камерным оркестром во время записи в 1962 году.
Рудольф Баршай был не только первоклассным исполнителем, но и мастером инструментовки. «Искусство фуги» Баха — одна из важнейших творческих вех в биографии Баршая. Партитуру этого опуса он писал больше 20 лет. Цикл Иоганна Себастьяна в инструментовке Рудольфа Борисовича также записан на дисках бокс-сета, выпущенного фирмой «Мелодия».
Бонус-трек: Андре Жоливе. «Аскезы» (редакция для альтовой флейты / Ascetic Practices (version for alto flute) (1967). V. Ô femme qui ne sais que tu portais en toi le monde (Max-Pol Fouchet) / V. «О, женщина, не ведающая, что в тебе сокрыт целый мир». Элен Булег / Hélène Boulègue (флейта). Naxos.
Сегодня это завораживающее, колдовское сочинение Андре Жоливе. Французский композитор прошлого века стремился вернуть музыку к первобытному заклинательному, магическому началу. Поэтому Жоливе много экспериментировал с тембрами и ритмами. Пьесу из цикла «Аскезы», которая называется «О, женщина, не ведающая, что в тебе сокрыт целый мир», исполняет молодая француженка Элен Булег.
Элен Булег: «Когда я вернулась из Японии после победы в конкурсе в 2017 году, я получила предложение от одного лейбла заключить контракт. И тогда я подумала, что, наверное, разным лейблам будет интересно сотрудничество со мной. Это была долгая история, но в итоге я решила записать альбом на крупном немецком лейбле Наксос. Это мой первый диск и, по моему мнению, он должен был быть с музыкой, которую я играю лучше всего. И я выбрала одного-единственного композитора, Андре Жоливе, музыку которого обожаю и слушать, и играть».

Последние выпуски программы

«Великолепная пятерка». Выпуск двадцатый

Краткость — сестра таланта; старые и новые знакомые; цветок лотоса; обжигающий Восток; бонус-трек для воспитания соседей — новые записи на радио «Орфей».

«Великолепная пятерка». Выпуск девятнадцатый

Солнечный Йозеф; мелодичный Бетховен; Рахманинов-перфекционист; дух Кармен жив; первый советский джазмен с консерваторским образованием — новые записи на радио «Орфей».

«Великолепная пятерка». Выпуск восемнадцатый

Флейта для императора; молодые и дерзкие взялись за Гайдна; старый знакомый, который звучит по-новому; и классика, и романтизм — новые записи на радио «Орфей».