Табула третья. Марш миллионов сердец

Выпуск 3
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Весной 1971 года в Кремле проходил очередной съезд КПСС. Его делегаты стройными рядами отправились в Дом кино, чтобы посмотреть новую картину «Белорусский вокзал». Музыкальные регалии не помогли Шнитке достать билет на премьеру — большую часть мест отдали под партийную бронь. Проход в зал Альфреду Гарриевичу организовала администратор: женщина, расталкивая толпу у касс, громко выкрикивала: «Пропустите композитора фильма».
Но в титрах его фамилия не значилась: Шнитке отказался представлять себя в этом качестве. Режиссёр протестовал, но потом отступил. Андрей Смирнов и Альфред Шнитке долго притирались друг к другу: на первой же встрече режиссёр объявил, что «музыку в фильмах он ненавидит» и, заговорщически подмигнув, попросил Альфреда сочинить что-то небанальное для его картины, посвящённой 25-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Табула третья. Марш миллионов сердец
Первые нотные наброски забраковал без каких-либо объяснений. Шнитке собрался покинуть проект, но после долгих уговоров остался в качестве музыкального редактора. Фильму нужна была главная песня. Режиссёр предлагал использовать «военную классику» — «Прощание славянки». Альфред настаивал на авторской песне. После жарких споров обратились к Окуджаве.
Булат Шалвович сказал, что давно не писал военных баллад, но вскоре прислал нехитрую мелодию. Шнитке она сразу же понравилась. Альфред Гарриевич приехал к барду домой и помог сделать аранжировку. Работа ладилась. Фронтовик Окуджава чеканил в ритме марша: «Нам нужна одна победа» и каждое слово отдавалось в сердце.
Изначально думали, что в картине петь будет мужчина, но по совету Шнитке гитара оказалась в руках актрисы Нины Ургант. Фонограмму утверждали на худсовете, которому не понравилась одна фраза. Пришлось перезаписывать. По дороге в студию плёнку потеряли. Для подстраховки смонтировали несколько вариантов. Комиссия, хоть и не сразу, но всё же подписала акт приёмки работы.
Потом заартачилось Госкино, утверждая, что советская милиция показана не в лучшем свете. Судьба «Белорусского вокзала» решалась на закрытом просмотре с участием Генсека Брежнева. Услышав слова из припева «Нас ждёт огонь смертельный…» Леонид Ильич так сильно расчувствовался, что отменил запланированное обсуждение ленты и дал добро на её демонстрацию. Выйдя за ворота правительственной дачи, режиссёр и композитор молча пожали друг другу руки.

Последние выпуски программы

Табула восьмая. Семейная полистилистика

Быть женой гения — не только щедрый подарок свыше, но и тяжёлый каждодневный труд. Ирина Шнитке… Красивая стройная блондинка с копной волос, уложенных в модный пучок как у Брижит Бардо, старается не привлекать к себе внимания коллег и друзей мужа.

Табула седьмая. Стеклянная мозаика

В период брежневского застоя «Мосфильм» непосвящённым казался фабрикой грёз: каждый день у входа в киностудию толпились молоденькие девушки в надежде перехватить кого-то из звёзд советского экрана, чтобы выпросить дарственную надпись на клочке бумаги. Приходящего сюда на работу Шнитке никто не замечал.

Табула шестая. Музыкальный взрыв

Послевоенная Вена встречала приезжих руинами некогда величественных памятников архитектуры. Пострадавшая от бомб Staatsoper ощетинилась разбитыми окнами. Но для австрийцев театр по-прежнему оставался национальной гордостью, чья сцена знавала музыкальные триумфы венских классиков.