Табула восьмая. Семейная полистилистика

Выпуск 8
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Быть женой гения — не только щедрый подарок свыше, но и тяжёлый каждодневный труд. Ирина Шнитке… Красивая стройная блондинка с копной волос, уложенных в модный пучок как у Брижит Бардо, старается не привлекать к себе внимания коллег и друзей мужа.
Прекрасная пианистка, она не играет обожаемых Шопена и Рахманинова в присутствии супруга, предпочитающего романтикам авангардистов. Не обижается, что львиную долю времени Альфред посвящает не ей, а сочинительству. Ирина быстро свыклась с тем, что муж не любил её отлучек из дома и после нескольких концертов на долгие годы оставила профессиональную сцену. Боялся ли он отпускать «вторую половинку» на гастроли из-за ревности? Не без этого! Она источала юношескую свежесть и нежность.
Табула восьмая. Семейная полистилистика
Ленинградке Ирочке Катаевой исполнилось 19 лет, когда её постигла первая серьёзная неудача — девушка не поступила в Гнесинский институт, получив двойку по гармонии. Чтобы избежать провала в следующем году, стала искать репетитора. По рекомендации знакомых обратилась к аспиранту Московской консерватории Альфреду Шнитке.
Ему почти 25, разведён и переживает полосу творческих неудач: дипломную работу раскритиковали, музыку не заказывают, вот и приходится зарабатывать деньги частными уроками. Его глаза засияли, как только он впервые увидел свою новую ученицу. Ирина сдержанно поздоровалась с Альфредом: внешне он ей привлекательным не показался. Но после нескольких встреч она уже восторгалась его чувством юмора и эрудицией. Предложение вместе пойти на концерт приняла, не раздумывая. «Через год я уже знала о нём всё», — признавалась Ирина. А через четыре у них родился сын. Друзья шутили — Андрей Альфредович — почти полистилистика, намекая на способность Шнитке объединять в музыке, казалось бы, несовместимое.
По сложившейся традиции завершение работы над партитурой отмечали вдвоём, сидя на кухне за рюмочкой: он — композитор, она — его муза. Неразлучные соавторы. Сплотившись, ждали премьер: он с волнением, она — с нетерпением. Бывало, что во время концерта публика начинала громко ругать непонятную ей музыку, а кто-то и вовсе уходил из зала. Они сжимали друг другу запястья так крепко, что чувствовали биение сердец: ровное у Ирины и рваное у Альфреда. Вместе из последних сил мужественно боролись с его инсультами, параличом и потерей речи, сохранив привязанность на межклеточном уровне. Их мучительно счастливый роман продолжался почти 40 лет.

Последние выпуски программы

Табула седьмая. Стеклянная мозаика

В период брежневского застоя «Мосфильм» непосвящённым казался фабрикой грёз: каждый день у входа в киностудию толпились молоденькие девушки в надежде перехватить кого-то из звёзд советского экрана, чтобы выпросить дарственную надпись на клочке бумаги. Приходящего сюда на работу Шнитке никто не замечал.

Табула шестая. Музыкальный взрыв

Послевоенная Вена встречала приезжих руинами некогда величественных памятников архитектуры. Пострадавшая от бомб Staatsoper ощетинилась разбитыми окнами. Но для австрийцев театр по-прежнему оставался национальной гордостью, чья сцена знавала музыкальные триумфы венских классиков.

Табула пятая. Антисимфония

Филармонический вечер вот-вот начнётся. Публику просят пройти в зал и занять свои места. На сцену друг за другом выходят артисты оркестра, на ходу настраивая инструменты. Зрители с недоумением перешёптываются, выясняя причину опоздания музыкантов.