Партитура жизни: Шнитке
Ведущий
Табула восьмая. Семейная полистилистика
Быть женой гения — не только щедрый подарок свыше, но и тяжёлый каждодневный труд. Ирина Шнитке… Красивая стройная блондинка с копной волос, уложенных в модный пучок как у Брижит Бардо, старается не привлекать к себе внимания коллег и друзей мужа.
Табула седьмая. Стеклянная мозаика
В период брежневского застоя «Мосфильм» непосвящённым казался фабрикой грёз: каждый день у входа в киностудию толпились молоденькие девушки в надежде перехватить кого-то из звёзд советского экрана, чтобы выпросить дарственную надпись на клочке бумаги. Приходящего сюда на работу Шнитке никто не замечал.
Табула шестая. Музыкальный взрыв
Послевоенная Вена встречала приезжих руинами некогда величественных памятников архитектуры. Пострадавшая от бомб Staatsoper ощетинилась разбитыми окнами. Но для австрийцев театр по-прежнему оставался национальной гордостью, чья сцена знавала музыкальные триумфы венских классиков.
Табула пятая. Антисимфония
Филармонический вечер вот-вот начнётся. Публику просят пройти в зал и занять свои места. На сцену друг за другом выходят артисты оркестра, на ходу настраивая инструменты. Зрители с недоумением перешёптываются, выясняя причину опоздания музыкантов.
Табула четвёртая. Космос как предчувствие
Первый полёт человека в космос стал звёздным часом не только для советской науки, но и искусства. Министерство культуры решило осветить историческое событие и привлекло к масштабной кампании многих молодых авторов. Среди избранных оказался и аспирант Московской консерватории Альфред Шнитке.
Табула третья. Марш миллионов сердец
Весной 1971 года в Кремле проходил очередной съезд КПСС. Его делегаты стройными рядами отправились в Дом кино, чтобы посмотреть новую картину «Белорусский вокзал». Музыкальные регалии не помогли Шнитке достать билет на премьеру — большую часть мест отдали под партийную бронь.
Табула вторая. Ревизия классики
Последним символом уходящей хрущёвской оттепели был московский театр на Таганке. Спектакли Юрия Любимова вызывали зрительский ажиотаж, и попасть на них было крайне сложно. Шнитке же проникал в зал через служебный вход — там его встречал друг и коллега, писавший музыку к постановкам культового режиссёра.
Табула первая. Вагончик тронется
После войны стародачная Валентиновка по количеству звёздных обитателей из мира искусства затмевала остальные посёлки Подмосковья: купить или арендовать здесь жильё простому смертному было не по карману. Но пустовал лишь один коттедж, последний, стоящий перед заброшенным полем.