Табула первая. Вагончик тронется

Выпуск 1
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
После войны стародачная Валентиновка по количеству звёздных обитателей из мира искусства затмевала остальные посёлки Подмосковья: купить или арендовать здесь жильё простому смертному было не по карману. Но пустовал лишь один коттедж, последний, стоящий перед заброшенным полем. Внешне дом походил на немецкое шале и очень отличался от других, стилизованных под русские избы. В этом «европейском» доме и поселилась семья журналиста-переводчика Шнитке, которая вернулась из Вены и хотела жить поближе к Москве. Знакомый предложил снять у него в Валентиновке две комнаты относительно дёшево по тамошним меркам.
13-летнему Альфреду после шикарных австрийских апартаментов как старшему из детей достался «отдельный» уголок в маленькой гостиной с большим диваном. Он просил родителей поменять его на пианино. Инструмент купили, но и для дивана ухитрились выкроить место.
Табула первая. Вагончик тронется
Альфреду приходилось заниматься при постоянном шуме домочадцев. С тех пор у него появилась привычка уходить в себя, абстрагируясь от внешних звуков. Шнитке позже признавался, что ранние произведения сочинял в битком набитой пригородной электричке, когда ездил на занятия в музыкальное училище. Дорога в одну сторону занимала два с лишним часа.
Он вставал рано, пока все спали наслаждался редкой тишиной в доме, потом шёл через лес несколько километров до станции, распугивая по дороге беззаботно щебечущих птиц. Альфред переживал, что сидит на шее у родителей и в первое же лето устроился на работу аккордеонистом в ближайший пионерский лагерь. Трофейный инструмент подарил ему отец. На нём он научился ещё в Вене подбирать на слух вальсы Штрауса и теперь играл их каждый вечер на танцах. Лишние деньги — хорошее подспорье для многодетной семьи. «Из тебя получится настоящий мужчина, спасибо тебе», — не без гордости сказал Шнитке-старший сыну. «Так должно быть, папа», — коротко ответил Альфред.
Однажды он встречает на пороге вернувшегося с работы отца с огромной коробкой в руках. Внутри неё новый радиоприёмник с проигрывателем. К нему прилагаются пластинки с произведениями Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Баха, Моцарта… По выходным в доме звучат шедевры классики. Может быть, тогда у Альфреда и зародилась идея придумывать коллажи из произведений разных эпох? И, постигая прежний музыкальный опыт, создавать свой неповторимый стиль?
Когда он поступил на композиторское отделение Московской консерватории, то перебрался в столицу. В Валентиновке Шнитке провёл пять счастливых и безоблачных лет.

Последние выпуски программы

Табула восьмая. Семейная полистилистика

Быть женой гения — не только щедрый подарок свыше, но и тяжёлый каждодневный труд. Ирина Шнитке… Красивая стройная блондинка с копной волос, уложенных в модный пучок как у Брижит Бардо, старается не привлекать к себе внимания коллег и друзей мужа.

Табула седьмая. Стеклянная мозаика

В период брежневского застоя «Мосфильм» непосвящённым казался фабрикой грёз: каждый день у входа в киностудию толпились молоденькие девушки в надежде перехватить кого-то из звёзд советского экрана, чтобы выпросить дарственную надпись на клочке бумаги. Приходящего сюда на работу Шнитке никто не замечал.

Табула шестая. Музыкальный взрыв

Послевоенная Вена встречала приезжих руинами некогда величественных памятников архитектуры. Пострадавшая от бомб Staatsoper ощетинилась разбитыми окнами. Но для австрийцев театр по-прежнему оставался национальной гордостью, чья сцена знавала музыкальные триумфы венских классиков.