Восемь с половиной
25 августа 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Об этой истории ходило много слухов, пока один из её героев не рассказал в официальном интервью, как это было на самом деле. Федерико Феллини, Григорий Чухрай и Нино Рота. «Восемь с половиной».
Нино Рота сотрудничал с великими режиссёрами — Висконти, Дзеффирелли, Копполой, но с Федерико Феллини у него сложились особенные отношения. В истории кино примеров такого взаимопонимания режиссера и композитора не так уж и много: Эйзенштейн — Прокофьев, Серджио Лионе — Эннио Морриконе. Но в отличии от них, Феллини создал вместе с Нино Ротой двенадцать картин! «Ночи Кабирии», «Дорога», «Дольче вита»»… Эти фильмы получили множество премий на разных фестивалях. Одна из наград — особенная.
1963-й год, Московский Международный кинофестиваль. Прославленный Феллини привозит свою новую ленту — фильм «Восемь с половиной». Почему такое название? Это его восьмая с половиной картина: уже есть шесть полнометражных, две короткометражных как одна, плюс половинка — фильм в соавторстве с другим режиссером.
Это сейчас «Восемь с половиной» называют гениальным, культовым, одним из важнейших в истории кино. Это сейчас понятно — он опередил своё время и открыл новые возможности. А тогда эта лента вызвала у многих шок. Эмоциональные итальянские критики использовали такие выражения, которые у нас на радио произносить нельзя. Советская пресса не выходила за рамки утверждённых партией ругательств: «формализм, пропаганда индивидуализма»… Руководитель Советского Союза Никита Хрущев не выдержал трехчасового потока сознания главного героя ленты и уснул, но Клаудиа Кардинале в роли звезды кино ему понравилась. Красавица!
Феллини снял фильм о фильме. Его герой — знаменитый режиссер Гвидо Ансельми, играет его блистательный Марчелло Мастроянни, начинает съёмки очередного шедевра о жизни после ядерной катастрофы. Но сразу же наступает творческий кризис, или как сейчас модно говорить — «Чернобыль души». Вдохновения нет, отказываться поздно, что делать — непонятно. А еще классические разборки с женой и любовницей, «больные» воспоминания детства, эротические фантазии зрелости и дамоклов меч в лице возмущённого продюсера. Гвидо ложится в санаторий и погружается в тягучий лабиринт воспоминаний, снов и ощущений. Передать всю эту фантасмагорию на экране помогает филигранная работа Феллини, находки оператора и музыка Нино Роты. Партитура саундтрека это тоже своеобразный поток сознания. В ней переплетаются музыкальные цитаты из Вагнера — знаменитый «Полёт Валькирий», из «Севильского цирюльника» Россиини, а еще из Чайковского… Здесь есть даже джаз! Когда нужно, Нино Рота может всё.
Третий Московский фестиваль медленно, но верно приближался к финалу, и ни у кого не было сомнений — главный приз получит картина «Знакомьтесь, Балуев!». Главный идеолог страны — товарищ Суслов — рекомендовал назначить её победителем, иначе фестиваль закроют. Когда объявили, что Гран-При отправляется в Италию и назвали имя Федерико Феллини, в зале началось что-то невообразимое. Ликовали все! И только потом стало известно, что «Восемь с половиной» отстоял председатель жюри Григорий Чухрай — фронтовик, лауреат Ленинской премии, уважаемый и бесстрашный человек. Он пригрозил уйти со всех высоких постов, которые занимал.
С Московского фестиваля началось триумфальное шествие по миру фильма Федерико Феллини. «Восемь с половиной» получил два «Оскара» и множество других наград. Картину уважают до сих пор, но не любят. Наверное, потому, что понять её нельзя ни с первого, ни со второго просмотра. Но кто же отважится на третий? А гениальный марш Клоунов можно слушать бесконечно. Он понятен всем и сразу.
Evviva Нино Рота!