Поражение при Ватерлоо
6 августа 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Залпы орудий, дым, кони, люди, кровь, стоны и… слезинка на лице поверженного императора. «Ватерлоо» — легендарный фильм Сергея Бондарчука о последнем сражении Наполеона. Лента вышла на экраны полвека назад, но до сих пор не утихают споры — это провал или успех, поражение известного режиссера или победа? В картине много музыки, которую написал Нино Рота. Великий мелодист был соавтором успеха «Крестного отца» и «Амаркорда», «Ромео и Джульетты» и «Ночей Кабирии». Как оценить его работу в историческом фильме «Ватерлоо»?
В 1815 году вблизи Брюсселя решалась судьба Европы. Рядом с маленькой деревушкой Ватерлоо в грандиозном сражении сошлись 200 тысяч солдат. С одной стороны — французская армия Наполеона, а с другой — две армии стран-союзников, которые объединились в борьбе с Бонапартом. К счастью, всё решилось без русских, потому что в это время наши войска дислоцировались в другом месте. Международная команда фильма, несмотря на историческую справедливость, пригласила режиссером Сергея Бондарчука. После «Оскара» за «Войну и мир» он считался лучшим баталистом в своей профессии. В картине принимали участие звёздные артисты, сценаристы, самые титулованные художники, операторы и постановщики. Съёмки делали с вертолётов и воздушных шаров, строили специальные гигантские конструкции. В массовке принимали участие тысячи человек. По разным странам собирали лошадей и тех, кто умел сидеть верхом. А еще исторические костюмы, оружие… Бюджет был огромным для того времени — 25 миллионов долларов. Ожидали, что окупится с большой прибылью. Но в результате потерпели полное фиаско — бокс-офис 3 миллиона, из которых производителям вернулась лишь половина. Зритель «проголосовал» ногами, и это так напугало великого Стэнли Кубрика, что он тут же свернул свою работу над фильмом о «корсиканском чудовище».
Несмотря на «кассовый» провал, картина Сергея Бондарчука понравилась зрителю батальными сценами. На большом экране масштабы сражений поражают воображение. Ничего подобного не было даже в «Войне и мире». Битву при Ватерлоо реконструировали по часам, если не по минутам. Фильм можно показывать как видеоприложение к исторической энциклопедии, использовать на лекциях или в музее. Абсолютная достоверность. Впечатляет работа Рода Стайгера в роли Наполеона — всё время на пике эмоций. Когда Бонапарт прощается с гвардией, и все понимают, что это конец — война проиграна, он опускается на колени, целует знамя. Из его глаз выкатываются две огромные слезы, а лицо как застывшая маска. А в сцене отречения от престола он идет к трону так, будто к ногам привязаны гири. Кажется, что еще секунда и он замертво рухнет на землю.
На этом достоинства картины заканчиваются. Двухчасовое монументальное полотно трудно назвать художественным фильмом. За исключением нескольких сцен, «Ватерлоо» не вызывает никаких эмоций. Да и взяться им не от куда. В сценарии более-менее проработаны характеры Наполеона и Веллингтона, командующего английской армией. Все остальные персонажи кажутся лишь статистами. Их роли занимают от двух до пяти минут экранного времени, реплики отрывистые, короткие. Запомнить таких героев невозможно, а бесконечная вереница «неопознанных» лиц ничего, кроме раздражения, не вызывает. Когда они погибают, то нет ни сожаления, ни сочувствия. В итоге — эмоциональная пустота.
Что мог в такой ситуации сделать Нино Рота? Как в музыке показать то, чего нет на экране? Задача невыполнимая. Композитор её и не выполнил. Много грохота, шума, а порою излишнего пафоса. И никакой индивидуальности, никакого креатива. Если не знать, что автор этого саундтрека «крёстный отец киномузыки», то догадаться невозможно. А если сравнивать с классикой батальных сцен — Прокофьев в «Александре Невском» или Шостакович в «Броненосце Потёмкине», то симфонические партитуры итальянца выглядят слишком бледно на их фоне.
Нино Рота привык работать с режиссерами дома, сидя за роялем. Его метод заключался в том, чтобы писать саундтреки к фильму параллельно со съёмками, иногда до них, но никогда после. Он не просматривал отснятый материал, сочинял «вслепую». Как проходила работа с Сергеем Бондарчуком? Об этом теперь уже никто не расскажет. В очень скромной статье в википедии нет ни слова о том, что Нино Рота бывал в Советском Союзе. А ведь на самом деле он приезжал в Москву в конце 60-х и, возможно, не один раз. Приезжал для того, чтобы встретиться с Сергеем Бондарчуком. В это время он познакомился и подружился с Тихоном Николаевичем Хренниковым. В семейном архиве сохранились фотографии и память об этих встречах. Показывал Нино Рота опытному русскому другу свои наброски к «Ватерлоо»? Советовался с ним? Не знает никто. Но факт остаётся фактом — кинематографический контекст и саундтрек великого композитора существуют в фильме «Ватерлоо» как будто в разных временных измерениях. Там, где музыка должна звучать — её нет. А в тех эпизодах, где появляется, было бы лучше обойтись без неё. И Сергей Бондарчук, и Нино Рота проиграли свою битву за Ватерлоо.