«Сладкая жизнь» и Курт Вайль

  • 7 августа 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Мы живем в эпоху рейтингов, хит-парадов и топ-листов. Порою кажется, что главное в жизни — это измерить степень популярности и узнаваемости. Никто и никогда не сомневался в гениальности Федерико Феллини. Он стал единственным пятикратным обладателем высшей награды в киноискусстве — премии «Оскар». Но это было в прошлом веке. А в нынешнем любая награда проверяется рейтингами.
Профессиональных критиков попросили составить топ-лист всех фильмов Феллини. Каждая из 23-х картин получила своё место. Первое занял сложный фильм-притча «Восемь с половиной», а второе отдали «Сладкой жизни». У обычных любителей кино в первой пятёрке оказались ранние работы Мастера, такие, как «Дорога» и «Ночи Кабирии»… Простые, ясные, трогательные, с понятным сюжетом. Культовый «Дольче вита» о жизни богемы неожиданно оказался во второй десятке, хотя в наше время тема стала еще более популярной, чем раньше. Мы знаем каждый день, каждый час из жизни богатых и знаменитых — по утрам масс-медиа подают нам «к завтраку» свежие новости о них. Для этого даже папарацци не нужны — «небожители» сами всё рассказывают и показывают. Почему же тогда «Сладкая жизнь» Феллини оказалась не интересна современному массовому зрителю?
1960 год, мир киноманов похож на растревоженный улей. В прокат вышел новый фильм Федерико Феллини «Дольче вита», что значит «Сладкая жизнь». Его запрещает церковь, против него выступают защитники морали и даже чиновники. За безнравственность и богохульство предлагают бойкотировать фильм, сжечь негативы, лишить Феллини заграничного паспорта. Но от антирекламы очереди за билетами становятся еще больше, а значит возрастает выручка. Лента приносит баснословный кассовый сбор — самый большой в карьере Феллини. Картина получает «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и номинируется на «Оскар» в разных категориях: лучшего режиссера, сценариста, художника по костюмам. Вот только о композиторе опять забыли! А ведь без музыки Нино Роты фильм потерял бы многое. Саундтрек с удивительной точностью попадает и в образ главного героя, красавца с усталыми глазами Марчелло Мастроянни, и в тональность всей картины — грустную легкомысленность.
«Сладкая жизнь» и Курт Вайль
Мелодия из «Сладкой жизни» впечатления на американских академиков не произвела. Они всегда поддерживали свою киноиндустрию — своих композиторов, сценаристов, художников. Академики не раз оставляли «за бортом» даже абсолютного гения Эннио Морриконе. Но, возможно, есть еще одна причина, почему саундтрек из «Дольче вита» не номинировали на «Оскар». И причина весьма серьёзная. Начальный и самый яркий мотив Нино Рота позаимствовал из «Трёхгрошовой оперы» Курта Вайля. Это знаменитый зонг о «Мекки-Ноже». Продолжение мотива, оригинальная аранжировка — свои. Получился шедевр, и его автор — Нино Рота. В титрах фильма имя Курта Вайля не указано.
Сейчас об этой цитате забыли, а саундтрек стал одним из символов «Сладкой жизни», её «музыкальным» ароматом — дорогим, вкусным, нежным и очень притягательным. А сама история о римской золотой молодежи 50-х годов оказалась неинтересна современным любителям гламурных вечеринок. Они уже не хотят три часа подряд наблюдать, как журналист-папарацци весь день гоняется в поисках скандального интервью, а ночью погружается в «сладкую жизнь». Колесит на шикарных машинах с женщинами — красивыми, экстравагантными, не обременёнными моралью… Зачем-то влюбляется в каждую из них, а потом расстраивается. Ради чего он живет?
Поиски смысла жизни героя Марчелло Мастроянни остались в прошлом. Это не современно, скучно и архаично. Наверное, поэтому «Дольче вита» обречена в массовых рейтингах занимать позиции лишь во второй десятке картин великого режиссёра. А саундтрек Нино Роты разошёлся по рингтонам, его играют в ресторанах и на эстраде, сделано множество ремиксов. Он вписался в 21-й век и проживает свою собственную жизнь, отдельную от имени Федерико Феллини и его фильма. И уже никто не вспоминает о Курте Вайле.

Последние выпуски программы

Леопард

События в картине «Леопард» связаны с гражданской войной в Италии, когда члены одного семейства оказываются по разные стороны баррикад. Но это лишь историческая канва. Всё внимание режиссера сосредоточено на исследовании мира аристократов.

Поражение при Ватерлоо

Кинематографический контекст и саундтрек великого композитора существуют в фильме «Ватерлоо» как будто в разных временных измерениях. Там, где музыка должна звучать — её нет. А в тех эпизодах, где появляется, было бы лучше обойтись без неё.

Звуковая половинка Феллини

Они встретились в самом начале 50-х в послевоенном Риме. Будущий пятикратный «оскароносец», классик мирового кино и будущий «крёстный отец киномузыки».