«Русский след» Нино Роты

22 августа 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Когда я сочиняю, я чувствую себя счастливым. Но как мы можем быть счастливыми посреди несчастья других? Я бы сделал всё, чтобы помочь людям. Именно это лежит в сердце моей музыки» — редкая цитата Нино Роты во всемирной паутине. Композитор не давал интервью, не писал статьи в журналы, не оставил воспоминаний. О нем не известно, практически, ничего — вся жизнь умещается в скоромную заметку в Википедии: родился, учился, умер. Но осталась его музыка — единственная и неповторимая. До сих пор мелодия из «Крёстного отца» одна из самых популярных в мире, а «Песня о любви» из «Ромео и Джульетты» трогает сердца даже неисправимых прагматиков. Лауреат премий «Оскар», «Золотой глобус» и «Грэмми» был очень скромным человеком, и никогда ничего не делал специально, чтобы прославиться. Обыкновенному гению это было не нужно.
Нино Рота родился в Милане 3 декабря 1911 года в семье потомственных пианистов. На рояле играли его мама, бабушка и отец бабушки. Прадед с большим успехом гастролировал по Европе, за мастерство и красивый звук его даже называли «итальянским Шопеном». В честь него будущий композитор станет Джованни Ринальди Ротой, но пройдут годы, и он сменит имя на привычное нам Нино Рота.
Родиться в такой музыкальной семье и не стать музыкантом это не по-итальянски. Сохранилась детская фотография — прелестный ребёнок сидит за роялем. На мальчике светлый костюмчик с большим матросским воротником, белокурые волосы подстрижены в аккуратное каре, чёлка до бровей, точёный овал лица и огромные ясные глаза. Маленький пианист талантлив и усерден, поэтому родители отдают его в святая святых — знаменитую Академию Санта-Чечилия в Риме, старейшее учебное музыкальное заведение Италии. Оно появилось в конце 16 века, и сейчас это крупнейший в мире современный культурный хаб с академией, консерваторией, симфоническим оркестром, библиотекой и музеем. Место, намоленное веками.
«Русский след» Нино Роты
В этих стенах Нино напишет своё первое крупное классическое произведение — ораторию «Детство святого Иоанна Крестителя». Газеты наперебой будут нахваливать «второго Моцарта» — 12-ти летний мальчуган сочиняет удивительно красивые мелодии. Первый успех связан и с первой потерей. Не стало любимого отца, но, несмотря на потрясение, Нино продолжает работать и очень плодотворно. К сожалению, партитуры, написанные в то время, не сохранятся. Они сгорят в доме композитора, уже в самом конце войны во время бомбардировки Милана.
В Римской консерватории юный талант учится в классе Альфредо Казеллы — самого крупного итальянского композитора первой половины 20 века, прославленного пианиста и знаменитого педагога. На его занятия публика собиралась как на концерт. Было интересно не только увидеть Казеллу, но и услышать его увлекательные рассказы. Он был настоящим аристократом, выходцем из старинного рода. Прекрасно образован, знал несколько языков, объездил с гастролями всю Европу и Америку. Неоднократно бывал в России, а потом и в Советском Союзе. Всерьёз увлекался русской литературой — Пушкиным и Чеховым. Был лично знаком с Римским-Корсаковым. Лев Толстой подарил ему свой портрет после выступления музыканта в Ясной Поляне. Возможно, благодаря этим рассказам Нино Рота заинтересовался нашей страной, её культурой и даже выучил русский язык.
«Марчелло, ты тоже должен говорить по-русски. У них лучшие музыканты и лучшие оркестры в мире», — говорил он спустя годы своему племяннику. Об этом стало известно от самого Марчелло Роты. Он стал дирижером, несколько лет назад приезжал в Москву на гастроли и выступал с Симфоническим оркестром радио «Орфей». А ведь его дядя тоже бывал в России и, возможно, не один раз. Но это уже другая история.
Продолжение следует…

Последние выпуски программы

Леопард

События в картине «Леопард» связаны с гражданской войной в Италии, когда члены одного семейства оказываются по разные стороны баррикад. Но это лишь историческая канва. Всё внимание режиссера сосредоточено на исследовании мира аристократов.

Поражение при Ватерлоо

Кинематографический контекст и саундтрек великого композитора существуют в фильме «Ватерлоо» как будто в разных временных измерениях. Там, где музыка должна звучать — её нет. А в тех эпизодах, где появляется, было бы лучше обойтись без неё.

«Сладкая жизнь» и Курт Вайль

1960 год, мир киноманов похож на растревоженный улей. В прокат вышел новый фильм Федерико Феллини «Дольче вита», что значит «Сладкая жизнь». Его запрещает церковь, против него выступают защитники морали и даже чиновники.