Джоконда ХХ века

  • 17 августа 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«И „Оскар“ отправляется …» — эти слова заставляют быстрее биться сердца всех, кто имеет отношение к кино. Разве не мечтают они, сидя в Лос-Анджелесе в театре «Долби» на главной церемонии года, услышать свое имя? Великому Федерико Феллини повезло больше других — 12 номинаций и пять золотых статуэток. Кроме «Оскаров», его домашнюю «аллею славы» украшали: каннская «пальмовая ветвь», венецианские «Львы», два Гран-при Московского фестиваля и множество других наград. До сих пор Феллини остаётся самым титулованным кинорежиссером мира и «лицом» итальянского кинематографа.
Его «музыкальная половинка» — композитор Нино Рота. Он такой же бренд, но только в мире киномузыки. Вместе с Эннио Морриконе занимает первые позиции в рейтингах популярности. Но в отличие от Феллини его награды можно пересчитать по пальцам одной руки — «Оскар», два «Грэмми» и «Золотой Глобус». За лучший фильм с Джульеттой Мазиной «Ночи Кабирии», который вышел на экраны в 1957-м году и собрал целый букет призов, композитор не получил ничего. Но представить себе гениальную картину без его саундтрека невозможно. Потому что в этой мелодии — душа порочной и чистой полуженщины-полуребёнка с огромными и ясными глазами.
«Ночи Кабирии» можно пересматривать десятки раз, и скучно не будет. Скорее наоборот, откроются такие нюансы и детали, которые вначале не заметны. Уйдёт страх от непоправимой элитарности Феллини, о которой пишут критики. От его многослойного и многозначного артхауса. Останется пронзительная история «маленького» человека, и она никого не оставит равнодушным.
Кабирия это не город. Это имя девушки, которая зарабатывает на жизнь продажей своего тела. Федерико Феллини писал сценарий специально для своей жены — Джульетты Мазины. Они познакомились, когда были молоды и работали на римском радио. К удивлению друзей, почти сразу поженились — коротышка немодельной внешности и высокий брутальный красавец! Это он заставил её изменить имя — из Джулии превратиться в Джульетту. А потом первым увидел в ней великую актрису. Правда, случилось это не сразу. Когда Феллини задумал «Ночи Кабирии», его жене было уже 36, но выглядела она лет на десять моложе. Её «физика», как говорят актёры, позволяла играть эту роль.
Джоконда ХХ века
Долгое время не было желающих финансировать картину о неприглядной стороне итальянской жизни, да еще рассказанной с такой правдивостью. За пронзительный реализм нужно сказать «спасибо» не только Феллини, но и знаменитому кинорежиссеру Паоло Пазолини — гению, скандалисту, марксисту, воплощению пороков и знатоку римского андеграунда. Федерико обратился к нему за помощью, и тот стал его консультантом. Жаргонные словечки, имена, поведение и стиль одежды «ночных бабочек» и даже их «сочные» и яркие диалоги — всё это от Пазолини. Вот только главная героиня не вписывается в традиционный образ.
Как и все её подруги, Кабирия вульгарная, драчливая, острая на язык. Но вопреки своей древней и циничной профессии, она по-детски наивна и добра. В неё влюбляешься моментально: вот она деловито возится со своим зонтиком, на ходу подтягивает сползающие носки и тут же строит смешные гримасы… А ещё Кабирия с каким-то маниакальным упорством ищет настоящую любовь. Она мечтает выйти замуж и стать честной женщиной, но жизнь постоянно преподносит неприятные сюрпризы. Почти все, кто встречается на пути, используют её в своих интересах.
Солнечный день, пляж и речка, двое счастливых влюблённых, держась за руки, бегут к воде и смеются. Но уже через секунду мужчина толкает спутницу и убегает с её сумочкой с деньгами. Так начинается фильм. Заканчивается практически тем же. Очередной возлюбленный Кабирии хочет её убить, чтобы украсть деньги. Разница в том, что в начале фильма у неё был свой дом, а в конце она лишилась даже его.
Круг замкнулся, дальше жить незачем. Но в это время по просёлочной дороге проходит группа молодёжи — радостной и беззаботной. Юноши и девушки поют и танцуют, и Кабирия понимает, что не одинока. Хрупкая, маленькая, некрасивая, с нелепым хвостиком и чёрными кругами на лице от расплывшейся туши. Огромные заплаканные глаза на весь экран и загадочная, едва уловимая улыбка на губах. Эта улыбка сквозь слёзы станет символом итальянского кино 50-х. А Кабирия — Джокондой двадцатого века. Что ждет её впереди? Опять трагедия, которая обернётся праздником, а тот опять уступит место трагедии? Это и есть Карусель, под названием жизнь от Феллини и под музыку Нино Роты.

Последние выпуски программы

Леопард

События в картине «Леопард» связаны с гражданской войной в Италии, когда члены одного семейства оказываются по разные стороны баррикад. Но это лишь историческая канва. Всё внимание режиссера сосредоточено на исследовании мира аристократов.

Поражение при Ватерлоо

Кинематографический контекст и саундтрек великого композитора существуют в фильме «Ватерлоо» как будто в разных временных измерениях. Там, где музыка должна звучать — её нет. А в тех эпизодах, где появляется, было бы лучше обойтись без неё.

«Сладкая жизнь» и Курт Вайль

1960 год, мир киноманов похож на растревоженный улей. В прокат вышел новый фильм Федерико Феллини «Дольче вита», что значит «Сладкая жизнь». Его запрещает церковь, против него выступают защитники морали и даже чиновники.