Ромео и Джульетта
12 августа 2022
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Эта мелодия нежности и печали наполняла любовью сердца тех, кому сейчас за пятьдесят. Шестидесятилетние заслушивали «до дыр» виниловые пластинки, а те, кому за семьдесят, наверное, помнят, как обнимались в темном кинотеатре под звуки песни «What is a youth». Великий Франко Дзефирелли впервые в истории кинематографа сделал классику нескучной. В его фильме «Ромео и Джульетта» прекрасны все и всё: молодые актёры, операторская и режиссерская работа, костюмы, декорации… Но фильм не стал бы блокбастером без гениальной музыки Нино Роты.
В конце июня 1967-го телезрители почти двадцати стран мира смотрели в прямом эфире первую спутниковую трансляцию. Она шла из маленького и никому не известного итальянского городка Тускания. Пройдет всего лишь два года, и тысячи фанатов поедут туда, чтобы увидеть, где снималась сцена венчания Ромео и Джульетты из фильма Франко Дзеффирелли. Эта картина станет культовой, а все, кто принимал в ней участие, суперзнаменитыми.
Имя Дзеффирелли к началу съёмок уже знали в театральном мире. За ним закрепилась слава талантливого режиссера, знатока эпохи Возрождения и большого любителя Шекспира. Он с успехом ставил пьесы английского драматурга и даже снял свой первый шекспировский фильм — «Укрощение строптивой». Академично, строго, в рамках театральных традиций.
Совсем по-другому он видел историю о юных влюблённых из Вероны. Минимум искусственных декораций и павильонов, только натурные съёмки: в палаццо и в базилике, в крипте и на площади, у стен средневековой крепости или на узеньких улочках старинных городов. И, конечно, должны быть настоящие костюмы. Не зря итальянский дизайнер Данило Донати получил «Оскара» за свою работу. По картинам XV века он воссоздал точные реплики одежды, которую тогда носили. У женщин в моде была супермногослойность: нижняя рубашка и нижняя юбка; затем нижнее платье и только после него верхнее платье, а потом уже верхний плащ. Материалы натуральные, тяжелые — лён, бархат, парча, и можно только гадать, сколько килограммов весил «модный прикид», как сейчас говорят. А еще шляпы-тюрбаны, украшения, обувь… Режиссёру предстояло найти тех, кто всё это смог бы носить, да еще танцевать в таких костюмах!
Франко Дзеффирелли решился на очень смелый шаг — сделать ставку не на опытность, а на молодость. И выиграл. До этого в экранизациях, и особенно в театральных постановках, были в почёте заслуженные Джульетты, увешанные наградами, за плечами которых был долгий путь в искусстве и серебро в волосах. В пару им подбирали Ромео. В фильме Дзеффирелли играют подростки, почти ровесники шекспировских героев. Оливии Хасси 16-ть, на год старше Леонард Уайтинг. До сих пор они удерживают пальму первенства самых молодых Ромео и Джульетты. С голубоглазым нежным красавчиком из Англии проблем не было, он соответствовал типажу. Но Оливия… Почему из почти тысячи претенденток на главную роль режиссер выбрал темноглазую и пухленькую смуглянку с аргентинскими корнями? Эталоном женской красоты в Италии пятнадцатого века была бледнолицая златовласая худышка, но после фильма Дзеффирелли это уже никого не интересовало. Оливия стала эталонной Джульеттой, потому что влюбила в себя всех. На премьере картины в Лондоне королевская семья пожелала встретиться с «Ромео» и «Джульеттой». Принц Чарльз, будущий муж Дианы, активно ухаживал за Оливией. Он был старше её на несколько лет, но, как утверждает светская пресса, роман не случился. Вскоре привередливая красотка рассталась и со своим Ромео — Леонардом Уайтингом.
Триумфальному прокату фильма способствовал большой скандал. В сцене пробуждения после брачной ночи Дзеффирелли дерзнул показать Ромео и Джульетту обнажёнными. В век полного раскрепощения это выглядит смешным, а тогда… Впрочем, и сейчас, и в конце 60-х зрителей поражает удивительное целомудрие, с которым эта сцена была поставлена и сыграна. Мальчик с обнаженной спиной и девочка с мелькающим топлесс. Сколько же в этих подростках нежности, тихого восторга и чистоты! И в этот момент звучит музыка Нино Роты, сотканная из солнечного света, полутонов и ароматов юности.
Тема «любви» из фильма «Ромео и Джульетта» — это шедевр Нино Роты. До сих пор она одна из самых популярных. Сделано множество обработок, кавер-версий. К этой мелодии написано несколько вариантов стихов. Один из них — «Ai Giochi Addio» вошел в репертуар оперных певцов. Наверное, это понравилось бы Нино Роте. Ведь его настоящая оперная музыка не получила признания ни при жизни композитора, ни после его смерти.