Музыка всей его жизни

  • 15 января 2022
  • 13 января 2022
  • 5 декабря 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Каждый день Нино Рота садился на поезд, который шел из Рима в Бари. По дороге он сочинял свои мелодии. Я его спрашивал: «как же можно сочинять в поезде? Ведь там очень шумно! — «Нет-нет, мне не мешает, я в это время слышу только мою музыку». Об этом рассказал в своих воспоминаниях великий Федерико Феллини. Их творческий союз пополнил мировую кинематографию настоящими шедеврами — «Ночи Кабирии», «Дольче вита», «Амаркорд»…Не случайно, Нино Роту называют «музыкальной половинкой Феллини».
Зачем композитор, у которого была расписана каждая минута, совершал такие утомительные переезды? Ведь до Бари около четырёхсот километров, а в то время поезд шел туда несколько часов! Возможно, под стук колёс Рота сочинял свой фортепианный концерт.
Автор «платиновых» хитов — мелодии к «Крёстному отцу», песни «What is a youth» из «Ромео и Джульетты», марша из фильма «Восемь с половиной» — ежедневно ездил в Бари к своим ученикам. Почти 30-ть лет — с середины прошлого века и до самой смерти он возглавлял провинциальную консерваторию в небольшом курортном городке на берегу Адриатики. К нему стояла очередь из великих режиссеров — Кастеллани, Висконти, Дзеффирелли, Коппола, а он тратил свое драгоценное время на бездарных учеников, финансовые «дыры» в бюджете и протекающую крышу. Этого великого музыканта в наш рациональный век понять очень трудно. Но он был именно таким — романтик, мечтатель, ребёнок, философ, трудоголик и невероятно порядочный человек. Единственное, что он любил в своей жизни, это музыка.
У Нино Роты было блестящее образование: две консерватории в Италии — миланская и римская — и одна в Америке — знаменитый Кёртисовский институт в Филадельфии. Альфредо Казелла, Артуро Тосканини, Фриц Райнер, Игорь Стравинский не рассказывали ему, как писать саундтреки к фильмам или дирижировать эстрадным оркестром. Они учили его понимать язык Моцарта и Бетховена, Вагнера и Чайковского. И он писал свою Симфонию любви, опираясь на великие образцы прошлого. Но как же много в этой музыке того Нино Роты, к которому мы все привыкли.
У композитора много сочинений для оркестра. Это несколько симфоний, поэмы, фантазии. Есть камерная музыка — сонаты, трио, квартеты. Очень много произведений для фортепиано. И это не случайно, ведь он — потомственный пианист. На рояле играли его мама и бабушка, а прадед с большим успехом даже гастролировал по Европе. За мастерство и красивый звук его называли «итальянским Шопеном». Есть редкая запись, где Нино — потомок Джованни Ринальди Роты — играет свои фортепианные прелюдии.
Но всё же главным жанром в инструментальной музыке для него стал концерт — для фортепиано, для скрипки, для виолончели и даже для тромбона. Композиторы обычно не жалуют этот инструмент, обходят его стороной. А Нино Рота написал для тромбона замечательную музыку, и этот Концерт сразу же стал частью основного репертуара. То же произошло и с Концертом для арфы с оркестром. Это одно из немногих сочинений «затворника из Бари», которое можно услышать на эстраде. А жаль, ведь серьёзная музыка Нино Роты обязательно нашла бы своего слушателя. Певец красоты в саундреках для кино, он оставался таким же романтиком и мечтателем в своем академическом творчестве.

Последние выпуски программы

  • 16 января 2022
  • 14 января 2022
  • 12 декабря 2021

«Русский след» Нино Роты. Продолжение

Среди немногочисленных фотографий Нино Роты, которые можно найти в интернете, выделяется небольшое любительское фото. На нем Нино Рота и Тихон Николаевич Хренников.

  • 15 января 2022
  • 14 января 2022
  • 23 декабря 2021
  • 11 декабря 2021

«Русский след» Нино Роты

Нино Рота интересовался нашей страной, её культурой и даже выучил русский язык. «Марчелло, ты тоже должен говорить по-русски. У них лучшие музыканты и лучшие оркестры в мире», — говорил он спустя годы своему племяннику.

  • 12 января 2022
  • 30 декабря 2021
  • 28 ноября 2021

Крёстный отец киномузыки

«Сделай, как в „Крестном отце“», — просят режиссеры, когда композиторы начинают работу над их картинами. Эти слова стали профессиональной шуткой.